10 вопросов о Крещенской святой воде


Почему и зачем освящают воду? Сколько раз — один или два? Обязательно ли нырять в прорубь? Для чего использовать святую воду? Бутылкой какого размера запастись, и что делать, когда вода в ней закончится?

Богоявленская вода иначе называется «Великой агиасмой», т. е. святыней. К воде, освященной на праздник Крещения Господня, у верующих особое отношение: ее употребляют, как правило, натощак, с благоговением и молитвой.

1. Как возник чин Великого водоосвящения?

Изначально вода освящалась для совершения Таинства Крещения. Уже святой Ириней Лионский называет воду для Крещения «святой», а Тертуллиан  говорит о том, что вода освящается призыванием имени Божьего. Святитель Василий Великий  вообще говорит об освящении воды как о древнейшем устном Предании Церкви.
Чин водоосвящения на праздник Богоявления базируется именно на крещальном водоосвящении. Возникает он V–VI веке на христианском Востоке.
Символически и по своим благодатным свойствам богоявленское освящение воды подобно водоосвящению при Крещении. Кстати, и называется крещальная вода так же, как и крещенская: Великая агиасма.

2. Сколько раз должна освящаться вода в праздник Крещения Господня?

Вопрос не так странен, как кажется. Известно, что Великое водоосвящение совершается дважды — после вечерни в Крещенский Сочельник и после Литургии самого праздника. А вообще в истории Церкви по этому поводу велась когда-то обширная полемика.
Так, например, Патриарх Никон требовал под страхом проклятия, чтобы воду освящали только единожды — в Навечерие Крещения. Свое утверждение он основывал на том, что Спаситель крестился только один раз. Между прочим, это странное требование, вкупе с несоизмеримым наказанием за отказ его исполнять, стало одним из обвинений против Никона на Московском соборе 1667 года, когда Патриарх был низложен.

3. Обязаны ли верующие купаться в водоемах с крещенской водой?

«Еще более странный вопрос. Кто же может к этому обязать?» — подумает кто-нибудь из читателей, и будет не прав.
Многие благочестивые христиане цитируют следующий текст: «Кто не примет водного омовения в день Крещения Господня, да будет отлучён от святых таин на 40 дней. Если же кто будет увлекать за собой [других], да будет извержен из Церкви, пока не принесёт покаяние. Ибо отказывающиеся воспоминать благодатное Крещение Господа, обновиться в святых и честных водах, в которых пребывал Сам Господь, освятив их Своим естеством, суть еретики, отрицающие и Церковь, и Крещение», — как будто эти слова принадлежат святителю Афанасию Великому и содержатся в послании к Эпиктету.
На самом деле, такого абзаца в данном тексте нет — это «народная» интерполяция, попытка объяснить ссылкой на авторитетного святого фольклорную традицию. Купание — не более, чем благочестивый обычай.

4. Что говорят святые о святой воде?

Может быть, святые вовсе не учили о святой воде? Может быть, почитание Агиасмы — не более чем традиция, никак не освященная церковным авторитетом?
Спешим успокоить наших читателей — о чудесных свойствах крещенской воды говорит уже Иоанн Златоуст в конце IV века. «Происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два, и три года, остается неповрежденною и свежею, и после долгого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источников», — учит антиохийский святитель.
Другой учитель Церкви, святитель Епифаний Кипрский, сравнивает изменение «естества вод» с превращением воды в вино в в Кане Галилейской.
Преподобный Серафим Вырицкий рекомендовал своим чадам лечить недуги, принимая по ложке крещенской воды раз в час.
И, кроме того, агиасма, согласно древним уставам, должна являться утешением для тех, кто не может причаститься.

5. Для чего нельзя использовать святую воду?

Тут все просто: нельзя грешить. Категорически недопустимо использование крещенской воды для гаданий, приворотов и прочих языческих и оккультных обрядов! Кстати, популярные в народе омовения изначально совершались именно теми, кто таким образом стремился омыться от греха чародейства, который, увы, многие совершали в Святки…
Нельзя поддерживать связанные со святой водой суеверия (о том, что для большей благодати надо набрать воды из трех храмов, о том, что в Навечерие Богоявления вода более святая, чем в сам праздник, и наоборот). Нельзя грубо расталкивать братьев и сестер, пришедших за водой в храм.
Разумеется, не следует относиться к крещенской воде без благоговения. Если вода все-таки зацвела или как-то иначе испортилась, выливать ее следует в непопираемое место.

6. «Капля море освящает», или нужна пятилитровая канистра?

Часто приходится наблюдать неприятную картину: люди приходят в храм за водой с большим количеством огромных бутылок, только что не с ведрами. Как результат — столпотворение возле бочек и чаш, огромные очереди, раздражение друг на друга…
Между тем, крещенская вода в таком огромном количестве не нужна. Выше уже говорилось, что агиасму в некоторых случаях употребляют как утешение не имеющие возможности причаститься (например, находящиеся под епитимьей или те, кто не могут дойти до храма и позвать домой священника). Так вот, именно образ таинства Евхаристии может пояснить и это чудесное качество крещенской воды.
Подобно тому, как во всей Чаше пребывает весь Христос, и для Причащения Ему достаточно одной капли вина и одной крошки хлеба, под видом которых нам подаются Его Кровь и Тело, в одной капле крещенской воды содержится вся благодать явившего Господа Иордана.
Существует благочестивая традиция «правильного» разбавления агиасмы. Над емкостью с обычной водой читают или поют Крещенские песнопения (тропарь, кондак, величание) или любую известную молитву ко Господу. После этого вливают немного крещенской воды: крестообразно, с молитвой: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

7. Почему и где святая вода освящается?

А вот этот вопрос и впрямь забавный, но ответить на него стоит.
С тем, что святая вода довольно редко портится, не рискуют спорить даже многие атеисты. Тогда в ход идут псевдонаучные рассуждения: например, об изменении состава воды посредством ионов серебра, якобы благодаря освящению воды серебряными крестами.
Предположение не выдерживает никакой критики: вода освящается и деревянными крестами, и в огромных водоемах. Воду освящает вовсе не материальная сила, а Сам Бог. Это одно из великого множества действий Его благодати.
А вот в водопроводных кранах вода святой не становится, «потому что воспринимается как освященное в церкви то, что в церкви и освящается. Православие не знает чудес как фокусов, не практикует таковых. Как и сам Спаситель отказался совершать чудеса как фокусы перед царем Иродом. Так что не поленитесь дойти до ближайшего храма, чтобы взять святой воды», — так пояснил протоиерей Максим Козлов на пресс-конференции о Крещении.

8. Освящают ли воду в инославных церквах?

Традиция освящения крещенской воды существует почти во всех христианских сообществах. Упомянем о некоторых из них.
В Римо-Католической церкви воду не «освящают», а «благословляют». Причем благословение воды совершается не только в Богоявление, но и в другие праздники: на Пасху, день памяти св. Агаты и т. д. В праздник Богоявления вместе с водой произносится благословение на мел и ладан.
В Эфиопской церкви Великое водоосвящение совершается вечером, перед закатом. Верующие пляшут, погружение в воду креста сопровождается стрельбой, а на закате все сходят в воду и купаются, слушая молитвы священника.

9. Живая вода?

«Днесь вод освящается естество», — поет Церковь на Великом водоосвящении, и тем самым утверждает эсхатологический характер праздника. Да, в праздник Богоявления мы вступаем в жизнь будущего века, в которой преображена вся тварь, все стихии.
Когда не нуждающийся ни в каком очищении Христос вошел в струи Иорданские, «исполняя всякую правду», Он тем самым очистил Самим Собой всю водную стихию, дающую жизнь человеку.
Царствие Божие приходит в силе, и поврежденная грехом природа, «Владыку зря крещаема», обретает чудесные свойства.

10. Вы придете в праздник Крещения в храм?

Спасибо Юле Агеевой за этот материал!

Материал сайта Правмир.ru