Православный календарь


Старый стиль
29Июнь
вторник Новый стиль)
12Июль

Седмица 4-я по Пятидесятнице. Глас 2.
Поста нет.

Совершается всенощное бдениеСлавных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла (67).

Свт. Григория, митр. Ираклийского (1925) (Конст.). Прп. Паисия Афонского (Святогорца) (1994).

Касперовской иконы Божией Матери (1853-1855).

Евангельские Чтения

Утр. — Ин., 67 зач., XXI, 15-25. Лит. — Апп.: 2 Кор., 193 зач., XI, 21 — XII, 9. Мф., 67 зач., XVI, 13-19.

Некоторые особенности богослужения

На праздник свв. первоверховных апостолов Петра и Павла совершается всенощное бдение.

Текст службы святых славных и всехвальных и первоверховных апостол, Петра и Павла.

На великой вечерне:

На Господи, воззвах поются стихиры апостоловMP3 на Славустихира апостоловMP3, на И нынедогматик уходящего (3-го) гласа.

Читаются три паремии апостоловMP3. По традиции, новозаветные паремии читаются при открытых царских вратах.

Совершается лития.

Стихиры на стиховне — апостолов, Слава – стихира апостолов, И ныне — Богородичен.

По Трисвятом – тропарь апостоловMP3 (дважды) и Богородице Дево (единожды).

На утрене:

Тропари на Бог Господьтропарь апостоловMP3 (дважды), Слава и нынеБогородичен воскресный уходящего гласа.

Поется полиелей MP3 и величание апостолов: Величаем вас, апостоли Христовы Петре и Павле, весь мир ученьми своими просветившия и вся концы ко Христу приведшияMP3.

Степенна -1 антифон 4 гласа От юности моеяMP3.

Прокимен апостолов, глас 4-й: «Во всю зе́млю…»

Каноны: ап. Петра и ап. Павла. Катавасия Отверзу уста моя.

На 9-й песни поем ЧестнейшуюMP3.

На хвалитех стихиры апостоловMP3, на Славу – стихира апостолов, на И ныне – Богородичен.

На Литургии:

ПрокименMP3, аллилуарий, причастен — апостолов.

итаются три паремии апостоловMP3. По традиции, новозаветные паремии читаются при открытых царских вратах.

Совершается лития.

Стихиры на стиховне — апостолов, Слава – стихира апостолов, И ныне — Богородичен.

По Трисвятом – тропарь апостоловMP3 (дважды) и Богородице Дево (единожды).

На утрене:

Тропари на Бог Господьтропарь апостоловMP3 (дважды), Слава и нынеБогородичен воскресный уходящего гласа.

Поется полиелей MP3 и величание апостолов: Величаем вас, апостоли Христовы Петре и Павле, весь мир ученьми своими просветившия и вся концы ко Христу приведшияMP3.

Степенна -1 антифон 4 гласа От юности моеяMP3.

Прокимен апостолов, глас 4-й: «Во всю зе́млю…»

Каноны: ап. Петра и ап. Павла. Катавасия Отверзу уста моя.

На 9-й песни поем ЧестнейшуюMP3.

На хвалитех стихиры апостоловMP3, на Славу – стихира апостолов, на И ныне – Богородичен.

На Литургии:

ПрокименMP3, аллилуарий, причастен — апостолов.

ДВА СОСУДА, ПОЛНЫХ ЛЮБВИ (Игумен Нектарий (Морозов))

Первоверховные апостолы Петр и ПавелПервоверховные апостолы Петр и Павел

Два совершенно разных человека. Один буквально с первых дней проповеди Христа следует за Ним; второй борется против Него всеми доступными средствами, пока явное чудо — встреча с Гонимым — не переворачивает его жизнь. Один — простой, совсем не ученый человек, рыбак; другой — знаток закона, книжник, получивший хорошее образование, воспитанный «при ногах Гамалиила» (Деян. 22:3). Один — семейный, имевший тещу, которую восставил от болезни Господь, другой — пламенный проповедник девства, преподававший притом верным и правила подлинно христианского брака.

Два разных человека, чья память празднуется в один день, настолько тесно связанные между собой и этой памятью, и общей жизнью, и общим делом, что сознание церковного человека чаще всего и воспринимает их чуть ли не как единое целое. И на иконах они чаще всего изображаются тоже вместе, словно два брата.

Апостолы Петр и Павел… Что их, таких разных, сделало такими похожими?

Апостолы Петр и Павел… Что их, таких разных, сделало такими похожими, таких далеких — такими близкими?

Слабость? Первый отрекся в момент малодушия, второй был убежден, что служит Богу, предавая христиан на смерть…

Сила? Первый, покаявшись, в своем служении Христу не боялся ничего и никого, был настолько проникнут этим духом покаяния и смирения, что и мучительной смерти — распятия — считал себя недостойным, но требовал быть распятым вниз головой. Второй, после встречи со Спасителем на пути в Дамаск, становится проповедником Евангелия, готовым благовествовать и ближним и дальним, для всех становиться всем, скорбеть с каждым, кто скорбит, сострадать с каждым, кто страдает, и нет, кажется, такой силы на земле, которая могла бы воспрепятствовать ему, остановить его — будь то дикие звери, с которыми он боролся в Ефесе, или буря и глубина морская, или камни, поражающие его плоть…

Нет, не слабость или сила так сроднили их. Сроднила, сделала их братьями любовь Христова к ним и их любовь ко Христу.

Если не ставить препятствий на пути у Христовой любви нее, она совершенно все изменит в нас

Нет человека, которого бы не любил Господь. Но немногие оказываются способными ощутить эту любовь, а еще меньше тех, кто по-настоящему откликается на нее. И понимает человек, что любит его Христос, и сознает, что нет никого, кто был бы ему ближе, кому бы он еще был так дорог, кто так заботился бы о нем и так ценил его. Понимает… Но не готов этой любви открыть свое сердце до конца. Ведь она, если не полагать ей никакого предела, не ставить препятствий у нее на пути, совершенно все изменит в нас, заставит стать другими, жить жизнью совершенно иной. И мы противимся ей: замечаем ее лишь отчасти, в какую-то комфортную для нас меру, забываем о ней, когда нам удобно, отворачиваемся от нее, не слышим, когда она стучится в наше сердце, кротко прося впустить. И точно так же мы ограничиваем свой собственный на нее отклик: отмериваем, сколько шагов можем пройти ей навстречу, определяем, что приемлемо и что неприемлемо для нас в следовании за Христом, торгуемся — да, к сожалению, подчас именно так! — со своей совестью, пытаясь убедить ее в том, что то, чего она от нас требует, — «это уж слишком», это крайность, можно де удовлетворить ее запросы и чем-то существенно меньшим.

Петр и Павел дали любви Божией наполнить себя всецело

А Петр и Павел дали любви Божией наполнить себя всецело, отдаться ей так, как парус отдается ветру, не заботясь о том, веет ли он лишь едва ощутимо или же перерастает в грозную бурю. Они не проводили никакой границы между собой и Христом, не ставили никаких заслонов, не говорили ни о чем: «Это мое, Господи, не забирай, не отнимай, оставь его мне». Воистину, как говорит преподобный авва Дорофей: когда человек отказывается от чего-то ради Христа, то Христос Сам бывает для него вместо того, чего он себя добровольно лишил. Апостолы отказались ради Христа от всего, и Он стал для них главным и неотъемлемым вовеки сокровищем, все заменил и наполнил в их жизни Собой.

И такой же всецелой была их любовь ко Христу — бьющая, словно ключ, в сердце, переливающаяся через край, не могущая скрываться внутри, рвущаяся наружу.

И такой же — любовь к людям: как не любить их, когда их любит Господь?! И этой любви они тоже не полагали в себе предела, но шли на все, зная, что и смерть не разлучит их ни с Богом, ни с теми, кого Он им доверил, кого поручил.

И когда мы называем их первоверховными, то не особое их положение, не авторитет, ни даже совокупность всех подвигов и трудов должны иметь в виду, а именно это: тот верх, ту высоту любви, к которой они востекли, ту неразличимую глазом, но угадываемую сердцем область, где они так связались, так соединились, что вспоминаем мы их ныне вместе.

Таких разных, таких первоначально непохожих, таких когда-то чужих, но превратившихся впоследствии в братьев, в два сообщающихся сосуда, в которых одно содержимое — Божественная любовь.

Игумен Нектарий (Морозов)

13 июля 2015 г.

Источник Православие.RU