«Предложили другой путь»


«Предложили другой путь»

В преддверии празднования престольного праздника храма в честь иконы Божией Матери «Федоровская» публикуем интервью с настоятелем протоиереем Дмитрием Антоновым.

— Все священники начинают свой путь по-разному, когда Вы почувствовали призвание к священству?

В 90-х годах прошлого века в стране наступила так называемая «свобода», появилось  много разной литературы различных религиозных течений. Кстати, свою первую Библию я купил в продовольственном магазине, где стоял стол с книжным развалом. Не скажу, что были какие-то искания, но были мысли о том, что «что-то» есть, а примерно к 1995 году они оформились в понимание, что есть Кто-то. Сестра моей супруги, сейчас регент Архиерейского хора Амурской Епархии, со своим мужем в то время трудились в православном приходе. Через них и наша семья воцерковилась.

В 1999 году встал вопрос о повышении квалификации на работе. А мой духовник предложил другой путь – путь служения Богу. Бывает, человек приходит к Богу, а бывает, что Бог человека приводит к Себе. Так сложились обстоятельства… В общем, я прислушался и в 1999 году поступил на пастырские курсы Хабаровской епархии. И опять же так случилось, что из всех поступивших в этом году рукоположили только меня. И уже в январе 2000 года сначала был рукоположен в диаконы, а потом в священники.

— Как восприняли Ваше желание в семье?

— С матушкой мы и до хиротонии вместе в храм ходили, поэтому никаких возражений с ее стороны не было, только поддержка. Так и сейчас она мне первая помощница в доме и в храме. Родные поначалу не очень одобряли это решение, но со временем пересмотрели свое мнение.

— Какое послушание несли в Хабаровске?

— Сначала практиковался в Хабаровске. Затем, Великим постом 2000 года, был назначен вторым священником в храм Успения Пресвятой Богородицы Комсомольска-на-Амуре. Все дальнейшее служение, до переезда, проходило в этом городе. За время служения был настоятелем в приходе «Всех святых», Казанском соборе, Успенском храме и последнее в Ильинском кафедральном соборе. Получается, что служил во всех храмах, которые были в Комсомольске-на-Амуре.

— Людям свойственно привязываться к месту, как Вы справлялись?

— Обо всех храмах самые добрые и теплые воспоминания. Как у нас говорят, на все воля Божия и правящего архиерея. Значит, нужно было, чтобы я там послужил, и, потом, мне и самому это было полезно. Казанский собор и Ильинский храм были только что построенными, нужно было начинать все с нуля – организовывать приходскую жизнь, богослужения, Воскресную школу. Слава Богу, Господь всегда посылал помощников. Я им очень благодарен, и с этими людьми сохранилась, если можно так сказать, «привязанность».

— Комсомольск-на-Амуре и Слободской чем-то схожи?

— Нет, совершенно не похожи. Во-первых, Комсомольск-на-Амуре это город XX века, его начали строить в 1932 году. Во-вторых, это промышленный город, сейчас там делают самолеты пятого поколения, а раньше там еще и подводные лодки строили. Развиты нефтеперерабатывающие и сталелитейные производства, поэтому со Слободским очень сложно сравнивать.

— Говорят, что жители крупных научных и промышленных городов относятся к религии иначе, чем жители провинциальной глубинки. В храмы людей ходит меньше, к вере относятся прохладно… Наблюдали такое явление?

— Как позиционировался Комсомольск-на-Амуре? Город юности, при чем, комсомольской, поэтому и храмов там долгое время никаких не было. А самый первый — Успения Пресвятой Богородицы — открыли в 70-х годах в частном секторе на окраине города. В советское время в городе велась всесоюзная стройка и Байкало-Амурская Магистраль, поэтому приезжали люди со всей страны, «комсомольцы-добровольцы». Были среди них люди с христианским воспитанием, но большинство, конечно, нет.
Как пример возьмём Таинство Крещения. На Вятке мы взрослых крестим очень редко, если брать Федоровский храм, то человека два за год, остальные – дети. А на Дальнем Востоке, когда стали открываться храмы, в основном приходили креститься взрослые люди, потом уже сами приносили своих деток.

В отношении веры… Я бы не стал противопоставлять веру науке. Один человек приходит к Богу от простоты своей, другому, напротив, через знания открывается Бог.

— Расскажите, пожалуйста, о времени служения в городе Слободском.

— Слободской город с многовековой историей и множеством величественных храмов, к сожалению, многие из которых были разрушены. Екатерининскому кафедральному собору, в котором мне посчастливилось служить, 300 лет. За эти столетия несколько поколений священнослужителей и прихожан возносили свои молитвы к Богу. Поэтому можно сказать, что служение в городе Слободском для меня это связь времен.

— Прихожане чем-то отличаются?

— Людей церковных нельзя сказать, что сильно что-то отличает. Особенности какие-то, конечно, есть, но главное – это у всех одни и те же вопросы, одни и те же проблемы. Священники по роду своей деятельности принимают исповедь, и сказать, что какие-то особенности здесь есть, я не могу. Все одинаково.

— Не будем скрывать, есть у нас товарищи, которые любят делить священников на местных и приехавших вместе с митрополитом Марком и приписывать тем или иным определенные достоинства и недостатки.

— Прежде всего, все мы в Церкви Божией. Возрастали, конечно, в разной среде, но нельзя сказать, что эта среда лучше, а эта хуже. Здесь одному внимание уделялось больше, здесь – другому. И Господь давал одним одно, другим – другое. Апостол Павел в посланиях говорит: «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова». Мы все в Православной Церкви. В Слободском много хороших священников, например, отец Евгений Смирнов, отец Сергий Пентин, отец Сергий Ходырев, отец Игорь Павлов. Поэтому нам есть чему друг у друга поучиться.

— Случалось Вам стать участником или свидетелем Промысла Божия?

— Участниками и свидетелями Промысла Божия мы являемся каждый день. Как нас учит Церковь: если хочешь узнать Промысел Божий, определи, каков твой христианский долг в ситуации, в которой ты находишься. Глубины Промысла Божия непостижимы для нашего ограниченного рассудка, и мы не способны постичь его в полной мере.

— Давайте поговорим про переезд в Вятскую Епархию. Что подтолкнуло сменить место служения?

— Промысел Божий!

— Семья как отнеслась к переезду?

— Такие решения мы все вместе принимаем и, если переехали, значит все были за.

— Ваши дети уже определились с выбором дальнейшего пути? Вы желаете им священнической доли?

— У меня два сына, старший закончил здесь Вятскую православную гимназию, сейчас учится в университете, а младший сын перешел в 10 класс… Я не знаю, это только их дело, что они выберут себе в жизни. Мне кажется, что ни тот, ни другой еще не определился до конца. Знаете, что я хочу? Я хочу, чтобы они были хорошими достойными людьми, чтобы не оставляли церковь и помнили о Боге.

— Кого из Святых Отцов особенно любите?

— Обучаясь на пастырских курсах, прочитал прав. Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе» и вдохновился его словами о пользе и спасительности Божественной Литургии и участия в ней, затем письма прп. Феофана Затворника, сочинения свт. Иоанна Златоуста. Выделил бы этих святых отцов, потому что благодаря их трудам сам утвердился в своем выборе.

— Давайте про Федоровский храм поговорим.

— История Феодоровской церкви иллюстрирует плоды богоборчества: взорвали красивый каменный храм и главное ничего же и не создали на этом месте, ни бассейна, ни филармонии. Взамен пустота.

Сегодняшний Федоровский храм небольшой, но уютный. С одной стороны хорошо, во время службы видишь глаза прихожан. С другой стороны большая ответственность, ведь и прихожане видят твои глаза, а глаза это зеркало души. А прихожане — удивительные, отзывчивые люди. Есть пожилые, есть среднего возраста, молодежи, конечно, мало, возможно, что это из-за отсутствия Воскресной школы. У нас просто нет для этого помещения.

— Считается, что Федоровская икона Божией Матери помогает преодолеть бездетность, ей молятся при трудных родах.

— По средам в 18.00 у нас в храме служится молебен перед храмовой Феодоровской иконой Божией Матери. Были случаи, когда женщины, находящиеся в роддоме на сохранении, звонили и просили помолиться о них. «Много может молитва Матери пред благосердием Владыки». Поэтому мы и обращаемся с молитвой к Богородице, в том числе и перед Феодоровской иконой.

— Как отмечаете престольный праздник в этом году?

— В сам праздник, 29 августа, будет Божественная литургия и традиционно чай для прихожан. Приходите!

Пресс-служба Вятской Епархии

a3f17faa12aa3f5266d6599702ef3b3b