Составные части всенощного бдения и их символическое объяснение | Феодоровский храм


Составные части всенощного бдения и их символическое объяснение


Начальный возглас —
Свящ.:Слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно и во веки веков. Хор-Аминь (истинно (евр.)) — Богословие о благодати Нового Завета, прославление Святой Троицы.

Свящ.: Придите поклонимся — Призывание к поклонению Господу Иисусу Христу.

Каждение всего храма — Знамение Духа Святого, Который носился над водою при сотворении мира (Быт.1,2).
Каждением воздается честь иконам и святыням, призывается освящающая благодать Божия на предстоящих людей.

Хор поет 103-й псалом — «Благослови, душе моя, Господа…» В этом псалме повествуется о сотворении мира и прославляется Творец всяческих.
Закрываются царские врата — Царские врата символизируют райских двери, закрывшиеся для людей после грехопадения
Свящ.:Великая (мирная) ектения — (ектения- усердное, протяженное моление (греч.)) Хор-«Господи помилуй» Подобно первым людям, лишившимся общения с Богом, и впадших в болезни, нужды и страдания, Церковь молится Богу о прощении и помиловании.

Хор поет 1-й псалом «Блажен муж иже не иде на совет нечестивых…» (Аллилуиа — хвалите Бога (евр.)) — В этом псалме повествуется о жизни ветхозаветных праведников, так же в нем образно повествуется о Господе Иисусе Христе, единственном праведнике, не сотворившем греха. В псалме говорится о двух путях, лежащих перед человеком – пути праведности и жизни и пути греха и смерти.

Малая ектения

Хор поет стихиры на «Господи воззвах» — Пением этих стихир изображается время, когда Богом через пророка Моисея иудеям был дан закон. «Господи воззвах к тебе, услыши мя » голос души, уклонившейся от Бога, и нуждающейся в Его помощи. Во время этих стихир совершается полное каждение храма. В конце пения стихир совершается вход с кадилом.

Вход с кадилом — Символизирует сошествие на землю Господа нашего Иисуса Христа для спасения людей. Свещеносцы идут со свечами, которые символизируют свет Христова учения, диакон – образ Иоанна Предтечи. Священник являет образ Христа. Войдя в алтарь, священник целует престол, что означает воскресение Спасителя, Который сошел с небес, вознесся и возвел нас на Небо.

Хор поет песнь «Свете тихий» — Повествует о пришествии на землю Спасителя, о начале нового, благодатного дня, свет которого принес Господь – источник благодатного света (песнопение II – III веков).

Диакон возглашает прокимен — (в воскресенье прокимен «Господь воцарися…» о победе воскресшего Господа над смертью) Прокимны—преднапутия праздников и наступающих дней
Чтец читает паримии — (паримия (греч.)– притча , образное, назидательное иносказание) В паримиях указуется прообраз или пророчество в Ветхом Завете о празднуемом в этот день Церковью событии.

Диакон возглашает сугубую ектению — (сугубая, т.е. усиленного моления, «Господи помилуй» поется трижды).

Хор: «Сподоби Господи» — Молитва о сохранении от греха в наступающий вечер и вечернее славословие Триединому Богу
Диак.: Просительная ектения — в этой ектении содержатся прошения о различных духовных нуждах христианина) .

Лития (усердное моление вне храма или в притворе) — Возглашаются четыре молитвы, с мнгократными «Господи помилуй» (30-40раз). Стоя у входа в храм священнослужители знаменуют наше смирение перед Богом, они как бы изображают Адама изгнанного из Рая, блудного сына или мытаря. В молитвах литии Церковь просит ходатайства пред Богом у всех святых, молится о всех людях, особенно о нуждающихся в помощи, о труждающихся, болящих, умерших, оставлении грехов, о избавлении от стихийных бедствий, междоусобиц и войн. После литии священнослужители идут к царским вратам, как бы восходя на небо.

Хор поет «стихиры на стиховне » (то есть, со стихами из псалмов) — В этих стихирах повествуется о празднуемом священном событии.—
Хор: «Ныне отпущаеши» — Это песнопение праведного Симеона Богоприимца благовествует о ниспослании в мир Спасителя.
Трисвятое по «Отче наш» — Это как бы «Божественная печать», которой богослужения начинаются и заканчиваются.
Хор: «Богородице Дево радуйся» — В данном тропаре повторяется радостное приветствие Архангела Гавриила и праведной Елизаветы Пресвятой Деве Марии (тропарь-краткое песнопение, выражающее сущность праздника). Если совершалась лития, то читается молитва на благословение хлебов.
Хор: «Буди имя господне благословенно от ныне и до века» и 33-й псалом «Благословлю Господа на всякое время» (до половины) — Словами этого псалма Церковь благодарит Господа за прошедший день и преподает верным назидание, что все ищущие Господа получат помощь как в земной жизни, так и для стяжания блаженной вечности. Призыванием благословения Божия заканчивается вечерня.