Вседневные часы. История установления.


В состав вседневных часов входят 1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы. Совершаются они каждый в свое время, отдельно или совместно с другими суточными богослужениями. На службах этих часов положено двенадцать псалмов, они соответствуют количеству часов в продолжении дня (по восточному счислению).

В ту давнюю пору, когда слагался ветхозаветный культ, евреи еще не знали счисления времени по часам. Тогдашнее суточное времясчисление имело характер довольно общий и неопределенный; употреблялись выражения – рассвет, утро, полдень, вечер, а также различные описательные обозначения времени. Час, как единица времени, – явление позднейшее. Деление дня на 12 часов могло быть позаимствовано евреями от вавилонян во время плена.

С течением времени у евреев входит в обычай общепринятое теперь деление дня на двенадцать часов; причем счет ведется по-восточному, т. е. от восхода солнца (а по-нынешнему, приблизительно, с шести часов утра). Применительно к этому счету и прежние выражения – утро, полдень, вечер и т. под. – постепенно заменяются названиями – час первый, третий, шестой, девятый и т. д. Таким образом, обычай молиться в определенное время дня естественно перешел в обычные «часы молитвы» (Деян. 3:1), сделавшиеся потом известными и в христианском употреблении.

Ветхозаветная практика, естественно, отразилась и на времени совершения новозаветной молитвы. Апостолы, как известно, поддерживали самую живую и тесную связь с родным для них иудейством. В силу этой связи они соблюдали и принятые у евреев часы молитвы. Так, мы видим, что апостолы молятся в третьем часу дня, когда сходит на них Дух Святый (Деян. 2:1–15); апостолы Петр и Иоанн идут вместе в храм «в час молитвы девятый» (Деян. 3:1; сн. 10:30); а «около шестого часа» (в полдень) ап. Петр, как повествует книга Деяний, «взошел на верх дома помолиться», и было ему видение (Деян. 10:9). Конечно, апостолы молились и в другие часы; по завету Господа, они молились непрестанно (Лук. 18:11Солун. 5:17Ефес. 6:18). Но часы – третий, шестой и девятый были часами молитвы по преимуществу, как сугубо знаменательные; ибо это были обычные часы ветхозаветной молитвы, и в эти же часы, по выражению преп. Иоанна Кассиана, «исполнились важнейшие обетования и совершено наше спасение».

Что касается первого часа, то он совпадал с началом утреннего богослужения в иерусалимском храме. Поэтому апостолы, «каждый день единодушно пребывавшие в храме» вместе со всеми верующими (Деян. 2:46), естественно, возносили молитвы и в первом часу. После храмового богослужения, оканчивавшегося около третьего часа, апостолы и верующие, «преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога» (Деян. 2:47); это могло продолжаться до шестого часа. А в «час молитвы девятый» опять все собирались в храме к началу вечернего богослужения.

Итак, в свидетельствах св. Писания и церковной письменности мы находим довольно ясные указания на то, что обычай освящать молитвой известные часы дня существовал еще в ветхом завете, утвержден был примером апостолов в новом и оставался неизменно в церковном употреблении во все последующее время.

Источник: Диаковский Е.П. Последование часов и изобразительных