Вседневные часы. 1-й час.


На востоке под первым часом дня разумели три часа наши: 7-й, 8-й и 9-й утра. 1-й час издревле совершался с восходом солнца, и освящал собой начало дня. Обычай молиться в час восхода солнца существовал издавна и был известен уже первым христианам. Утреннюю молитву в этом часу совершали и апостолы, по обычаю иудейскому, в иерусалимском храме; а их пример являлся законом для всех верующих. Только время этой молитвы обычно называлось не «первым часом» дня, а просто – «утром»; приуроченная же к нему служба нередко соединялась, как и теперь, с утреней и всенощным бдением. Сейчас 1-й час завершает собой утреннюю группу служб и совершается сразу по окончании утрени, при закрытых царских вратах и завесе. На этом часе все псалмы, все тропари и последняя молитва содержит в себе утренние молитвы, благодарение и моление о наставлении нас, о ниспослании нам светлости Господней и о совершении наших дел.

Все четыре часа составлены по совершенно одинаковому плану: сначала следуют три псалма, заключающиеся троекратным «Аллилуиа» три раза, «слава Тебе, Боже», затем на «Слава» следует тропарь праздника (или святого дня), а на «и ныне» богородичен часа, далее Библейские стихи. (На первом часе: Пс. 5, 2-4. На третьем часе: Пс. 8, 21-13. На шестом часе: Пс. 18, 2, 16. На девятом часе: Пс. 118, 169-170). Трисвятое по «Отче наш», далее кондак праздника (или святого дня), 40 раз «Господи, помилуй», заключительная молитва, общая для всех часов, повечерия и полуношницы: «Иже на всякое время и на всякий час…», опять троекратное «Господи, помилуй», «Честнейшую Херувим», «Слава и ныне», «Именем Господним благослови, отче» и возглас иерея: «Боже, ущедри ны»(на 1 и 9 часах) или: «Молитвами святых отец наших…» (на 3 и 6 часах) В заключение каждого часа читается особая, специально для данного часа заключительная, молитва.

Псалмы 1-го часа с предписанием и кратким толкованием:

Пс.5. О наследствующем, псалом Давиду. Наследствующий есть боголюбивая душа или Церковь. Что же она наследует? – Ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша (1Кор. 2,9). Молится же она – и, чтобы ей быть услышанною, представляет свою правоту и обличает лукавство противников.

Пс.89 Молитва Моисеа, человека Божия. Псалом содержит в себе двоякое пророчество; потому что показывает тленность и смертность всего человеческого рода; а притом Иудеям и всем человекам предрекает перемену на лучшее.

Пс.100 Псалом Давиду. В этом псалме Давид описывает нам достигшего совершенства, жительствующего по Богу, научая нас, какое житие должны предпровождать возжелавшие улучить Небесное Царство.

По материалам: Диаковский Е.П. Последование часов и изобразительных

Святитель Афанасий Великий. Толкование на псалмы.