Вседневные часы. 3-й, 6-й и 9-й час.


Под третьем часом разумели 10-й, 11-й и 12-й час; под шестым часом — часы 1-й, 2-й и 3-й пополудни; под девятым — часы: 4-й, 5-й и 6-й пополудни нашего времени. Эти-то часовые сроки издавна уже соблюдали поклонники Божии, духовно признавая их временами, установленными и узаконенными для молитвы.

3-й и 6-й час входят в дневную группу служб и совершаются всегда вместе непосредственно перед литургией, в храме. 9-й час как правило совершается перед вечерней, которая открывает собой круг богослужения грядущего церковного дня, так же является последней службой уходящего суточного круга.

Во время чтения 3-го и 6-го часов священник совершает проскомидию. При совершении третьего часа мы вспоминаем, как Спаситель был судим Пилатом, претерпел там бесчисленные поругания, бичевания и увенчание терновым венцом (Ин 19, 1-2). Вместе с этим воспоминаем и происшедшее в этот час, по свидетельству книги Деяний Апостольских, событие сошествие Святого Духа на Апостолов (Деян. 2, 1-4). Во время шестого часа мы воспоминаем происшедшее в тот час распятие Господа на кресте посреди двух разбойников, надругательства воинов над страдавшим Господом и тьму, покрывшую тогда землю (Мф. 27; Мк 15, 15-39). В шестом часу Петр, взошедши на горницу, – увидел знамение (Деян. 10:9 и след.). Так же в шестом часе мы слышим молитву христианина, выражающую упование на милость Божию. Цель установления девятого часа, состоит в том, чтобы «этим временем напомнить верующим, что в 9-й час распят за нас Иисус Христос и Он Своею кровию омыл грехи наши и страданием совершил Свою победу, да искупит нас и оживотворит.

Псалмы 3-го часа с предписанием и кратким содержанием:

Пс.16. Молитва Давиду. Гонимый Саулом, терпя всякого рода козни, Давид призывает на помощь Бога всяческих.

Псалом этот поется от лица человека, совершенного по Богу.

Пс.24 Псалом Давиду. В псалме вводится лицо каждого из званных, т.е. из всех тех, которые собраны для направления их к жизни духовной.

Пс.50 В конец, псалом песни Давиду, внегда внити к нему Нафану пророку, егда вниде к Вирсавии. Давид воспевает этот псалом в двух преступлениях: в убийстве Урии и прелюбодеянии с Вирсавиею. Он указывает и всем людям спасительный путь покаяния как некое искусство непрестанно одерживать победу над врагом. Вводит в псалом и пророчество о будущем общем избавлении от грехов в Святом Крещении, говоря: окропиши мя, и учение о служении духом.

Псалмы 6-го часа:

Пс.53. (1) В конец, в песнех разума Давиду, (2) внегда приити Зифеем, и рещи Саулови: не се ли Давид скрыся в нас? Давид, спасаясь бегством от Саула, укрылся в пустыне Зиф. После сего зифеи, пришедши к Саулу, объявили, в какое место убежал он, и просили прийти и захватить Давида. А он, взяв в руки лиру, как предузнавший пророческим духом , что не потерпит никакого зла от Саула, воспевает предлагаемый псалом. Сказанное в псалме можно отнести и к лику апостольскому. Псалмопевец, описывая восстания народа иудейского и раздражение царей языческих , молит Бога спасти от всех именем Своим.

Пс.54 В конец, в песнех разума Давиду. В этом псалме предвещает Пророк злоумышления Иудеев против Спасителя. Псалом включается в число песней, содержа в себе предначертание Владычних страданий.

Пс.90 Хвала песни Давидовы, не надписан у еврей. Блаженный Давид изрек псалом сей, указуя всем человекам, какое обилие благ заключается в том, чтобы уповать на Бога.

Псалмы 9-го часа:

Пс.83. В конец, о точилех сыном Кореовым, псалом. В псалме идет речь о церквах. Пророчество псалма двоякое; ибо предвозвещает не только призвание Иудеев, но и спасение целой вселенной.

Пс.84 В конец, сыном Кореовым, псалом.  В этом псалме изображается призвание язычников и за обращение их к Богу дарованное им оставление грехов.

Пс.85 Молитва Давиду, псалом. Блаженный Давид, просветившись Духом и проразумев пришествие Единородного и будущее оставление грехов всякому, кто прибегнет к Нему, не без основания воссылает молитву, прося, чтобы ему стать единым из спасаемых благодатью.

По материалам: Святитель Афанасий Великий. Толкование на псалмы.

Блаженный Феодорит Киррский. Толкование на сто пятьдесят псалмов.

Диаковский Е.П. Последование часов и изобразительных.