Комментарии к Божественной Литургии Святителя Иоанна, Архиепископа Константинопольского, Златоуста


Первое название «Литургия» — греческое, значит: «Общественная служба» и указывает на то, что Таинство Св. Причащения есть умилостивительная жертва Богу за грехи всего общества верующих, за грехи всех людей — живых и умерших. Чаще всего Литургию называют «обедней», так как ее положено совершать в дополуденное время. В апостольское время Литургия называлась еще «Преломлением Хлеба» (Деян. 2:46). На Литургии напоминается верующим о жизни и учение Иисуса Христа от рождения и до вознесения Его на небо, и о принесении Им на землю спасительных благ.

«Миром Господу помолимся», «миром», значит «в мире», т.е. мирном состоянии духа и примиренности с окружающими. Нельзя приносить жертву Богу, находясь в озлобленном состоянии. Произносятся прошения, и мы вместе с клиросом отвечаем на них «Господи, помилуй».

«паки и паки, миром Господу помолимся», т.е. «снова и снова в мире Господу помолимся». «Господи, помилуй» отвечает хор, а вместе с ним и все мы.

«блаженны…» Блаженство есть синоним счастья. Блаженство – это та внутренняя, неэмоциональная радость, которую человек обретает в этой жизни и которая переходит с ним в вечность.

Возгласы Вонмем, Мир всем, Премудрость, Прости

Внимание к прокимнам, к пению аллилуиа и к чтениям из Апостола и Евангелия возбуждается и утверждается краткими возглашениями священнослужителей.

Возглашением вонмем, т.е. будем внимательны, Святая Церковь требует от нас такого внимания к Слову Божию, которое состоит в усвоении его не одним внешним слухом, но вместе с этим разумом и сердцем. Подобного внимания требовал и Христос Спаситель, когда говорил Своим слушателям: «Имеяй уши слышати да слышит» (Мф. 11:15, 13:9).

Возглашениями премудрость, прости, нам внушается, что нужно для того, чтобы Слово Божие было усвоено нашим умом и сердцем. Для этого нужна духовная предусмотрительность, премудрость, и бдительность (простипрямо, бодро стойте). Христос Спаситель в притче о сеятеле рассеянных слушателей Слова Божия уподобляет придорожной земле. И действительно они на нее похожи, потому что разные помыслы в душе сменяются один другим, как проходящие по дороге, сменяясь один другим. Эта смена помыслов при чтении или слушании Слова Божия, не дающая душе сосредоточиться на его наставлениях, делает ее неспособной к его усвоению; они приражаются к душе, как зерно к твердой, утоптанной ногами земле, т.е. производят на душу едва заметное впечатление. И как зерно, падшее на придорожную почву, делается добычей птиц, так и семя Слова Божия похищается из рассеянной дьяволом души. Он яко лев рыкая ходит, ища кого поглотить, и рассеянные чаще всего попадаются в его челюсти. От этой опасности нас предостерегает Святая Церковь, когда устами священнослужителей приглашает слушать Слово Божие с мудростию змеи (Мф. 10, 16), не допускающей обмануть себя кознями духовного змия, и с бдительностию часового, не допускающего себя усыпить расслабляющей мечтательностью.

Приветствием мир всем, во всех случаях, где оно имеет место, выражается молитвенное желание, чтобы Господь не лишил нас Своего благоволения и ниспослал в наши сердца Свой благодатный мир. Такое значение это приветствие получает перед чтением Евангелия, ибо в Евангелии заключается радостная весть о нашем примирении с Господом Примирителем.

   Прокимен – это стих из Священного Писания, чаще всего из Псалтири. Для прокимна стих выбирается особенно сильный, выразительный и подходящий к случаю.

   Аллилуйя, слово еврейское и буквально означает «хвалите Яхве» (Яхве, или Сущий – имя Божие открытое в Ветхом Завете)

«Елицы (т.е. все те кто) оглашеннии, изыдите…», а это значит, что завершается литургия оглашенных и начинается литургия верных, на которой могут присутствовать только члены Церкви, т.е. православные христиане.

Херувимская песнь в русском переводе «Мы, херувимов в таинстве изображая и животворящей Троице Трисвятую песнь воспевая, всякое ныне житейское отложим попечение, дабы принять Царя мира, сопровождаемого невидимо чинами ангельскими. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя».

   «Двери, двери, премудростию вонмем (т.е. будем внимать)» всем народом Божиим поется Символ веры, как выражение догматического единства Церкви. Возглас «двери, двери» в древности был знаком для   дьяконов, которые стояли при дверях для того, чтобы во время совершения евхаристических молитв никто не выходил и не входил в собрание верных.

    «Станем добре (т.е. стройно), станем со страхом, вонмем (т.е. будем с вниманием) святое возношение в мире приносить» и хор продолжает «милость мира, жертву хваления»,  т.е. мы приносим Богу жертву, в отношение к ближним — милость, как плод мира, а в отношении к самому Богу — хвалу или прославление Его, особенно бескровною святою жертвою (Тело и Кровь Христовы), которые вслед затем приносится Богу, и во время которой верующие должны обращаться к Нему с особенно чистою и усиленною молитвою. Священник, обратясь лицом к народу возглашает: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога и Отца, и причастие (общение) Святого Духа да будет со всеми вами!». Хор, а вместе с ним и все мы отвечаем: «И со духом твоим». Предстоятель: «Горе имеим (т.е. вознесем вверх)   сердца», хор отвечает: «Имамы (т.е. возносим) ко Господу», священник: «Благодарим Господа!».

   «Осанна (т.е. спасение) в вышних! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!».

   «Изрядно (т.е. особенно) о Пресвятой, Пречистой, Преблагословенной Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии». Предстоятель вознося Святой Агнец возглашает «Святая святым!»… Под святыми здесь подразумеваются не только святые угодники Божии, прославленные Церковью, но и все верные православные христиане, усопшие и живые, помянутые во время богослужения. В ранней Церкви под святыми подразумевались все вообще христиане   и апостольские писания именуют христиан именно таким образом.

После причащения Чаша вносится в алтарь и святые частицы, которые вынимались за святых, живых и умерших погружаются в Чашу со словами «отмой Господи грехи всех воспоминавшихся здесь молитвами святых Твоих». Таким образом, все, за кого совершалось приношение, также соделывается Телом Христовым, и в этом высший смысл Евхаристии (с греч. – «благодарение», главное Таинство Церкви, установленное Господом Иисусом Христом накануне Его спасительных страданий, крестной смерти и воскресения) – единство небесной и земной Церкви.

Совершим погружения частиц священник возглашает «Спаси, Боже, народ Твой и благослови наследие Твое!». Затем Святая Чаша переносится на жертвенник. После чего следует ектения, после возглашается «С миром изыдем!» и читается т.н. «заамвонная» молитва, в которой он просит «Господи… спаси народ Твой и благослови наследие Твое… Даруй Мир миру Твоему, церквам Твоим, священству, правителям нашим и всему народу Твоему…». Хор с народом отвечает «Аминь!», после чего преподается благословение всем верным словами «Благословение Господне на вас…». После чего предстоятель совершает отпуст, т.е. конечную молитву литургии, в которой воспоминается Божия Матерь, святые апостолы, святые храма и дня. После чего хор поет многолетие. Таким образом, служба завершается.

По материалам:

www.pravmir.ru

Епископ Виссарион (Нечаев) Объяснение Божественной Литургии. Часть 12. Azbyka.ru