Роль Православия в истории России


Все мы с вами, братия и сестры, изучали в школе историю нашего государства. Но кто из нас может похвалиться сегодня в хорошем знании ее. И дело здесь не в том, как мы ее учили, хорошо или плохо. Учи — не учи, а все учение сводится всего лишь к запоминанию сухих дат важных событий, когда-либо происходивших в нашей стране. А что стоит за этими датами – полная темнота. Почему так? Потому что история России так тесно переплетена с Православной Церковью, что без нее ее просто нет. В советское же время все, что было связано с Православием, из всех учебников было убрано, в итоге учебник по истории России, который каждый из нас с вами и изучал, превратился в мертвый справочник дат и событий.

Возьмем, например, небольшой период из нашей истории, который прозван смутным временем, начало XVII века. Название этого периода себя оправдывает, потому что многие очень смутно представляют, что же там такое произошло.

В чем причина конфликта? В том, что на царский престол в Москву пригласили иноземца? Но и раньше на княжение приглашали варягов, например Рюрика, и ничего страшного. Смута начала XVII века была вызвана в первую очередь не тем, что власть была отдана польскому принцу, а в том, что была предпринята попытка ввести в России католическую веру и латинские обряды. А вот это уже означало полное порабощение русского народа, так как он лишался возможности общаться с Богом на своем родном языке.

На защиту самого дорогого, что было у русского народа, на сохранение своей самобытности и свободы и поднялось народное ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским и Косьмой Мининым. Но среди ополченцев, выдвинувшихся на освобождение Москвы от поляков, не было единого духа. У нескольких отрядов появилось тщеславное желание первыми освободить столицу, что грозило полным провалом освободительному движению, так как по отдельности эти солдаты не представляли никакой силы и легко были бы разбиты. Чтобы достигнуть поставленной цели, необходима была четкая координация действий под единым началом. Вот этого-то единоначалия и не могли достигнуть русские ополченцы, так как каждый отряд во главе освободительного войска хотел видеть только своего командира и отказывался при этом подчиняться какому-либо другому.

Надежда на освобождение пропадала с каждым днем, пока со спасительным призывом не выступил князь Пожарский. Он обратился к ополченцам объединиться под руководством Самой Владычицы Небесной Пресвятой Богородицы во образе Ее Казанском. Все русские откликнулись на этот призыв князя, склонив колени свои в единой молитве перед Казанской иконой Божией Матери. Эта святая молитва объединила все освободительное отряды в одно могучее войско, подняло его в едином духе.

Под предводительством Самой Богородицы русские ополченцы 4 ноября 1612 года освободили Москву от польских интервентов. В память об этом событии и установлен праздник в этот день Казанской иконе Божией Матери. Этот праздник, в первую очередь, благодарность нашей Заступнице Небесной за Ее покровительство нашему государству и нашему народу.

Окончание смуты должно было произойти с избранием нового православного царя. И здесь опять не могло обойтись без непосредственного участия Царицы Богородицы в судьбе нашего государства. Избрание нового царя Михаила Феодоровича Романова произошло 27 марта 1618 года с благословения его на это великое служение Феодоровской иконой Божией Матери, Покровительницы нашего храма.

Как мы видим, дорогие братия и сестры, судьба России неразрывно связана с Православием. Да и ныне обратимся мы в единой молитве к нашей Спасительнице и Покровительнице Пресвятой Богородице, дабы, как и прежде, по Ее пречистым молитвам Господь помиловал бы и излил бы на наш народ Свою богатую милость.