О смысле жизни


О смысле жизни.

Задумываться о смысле жизни, это значит пытаться ответит самому себе на вопрос –а зачем я живу? Этот вопрос предполагает цель, находящуюся за пределами жизни, сообразно которой мы решаем для себя – стоит ли жить и как жить.
Искать же смысл жизни из всех живых существ свойственно только человеку. Корова никогда не задумывается над тем, зачем ее каждый день водят на пастбище, и белка не будет мучиться от бесцельной беготни в колесе.
Человек же всегда ищет смысл, чем бы он не занимался. Во время Второй мировой войны фашисты в концлагерях придумали следующую пытку. Они заставляли пленников переносить камни с одного места на другое, а потом обратно. Многие, осуществляя эту совершенно бессмысленную работу, теряли последние внутренние силы и ломались.
Значит, человек не терпит бессмыслицы, он ищет, чтобы в жизни была какая-то разумная цель, достижению которой можно было бы посвятить свои силы и внутренние дарования.
Когда видишь деревья, выросшие на разрушенных храмах, поражаешься их жажде к жизни. Это стремление к жизни, даже в невероятных условиях, присуще всему живому. И только человек способен на убийство самого себя. Убивать себя человек может как быстро, разом, так и постепенно, через пьянство, наркотики и проч. Это происходит тогда, когда у человека пропадает смысл жизни. Жизнь превращается в муку тогда, от которой человек стремиться избавиться любыми способами.
Известный австрийский врач-психотерапевт Виктор Франкл, прошедший через страшный концлагерь Освенцим, заметил, что в концлагере выживал только тот, у кого был смысл в жизни. Без смысла жизни человек быстро ломается от трудностей и погибает.
Но в чем же может быть смысл жизни? К чему сознательно или неосознанно стремятся люди? Если приглядеться к желаниям каждого человека, то увидим, что люди во все времена и эпохи, во всяком звании и состоянии ищут только одного – богатства, свободы, любви, блаженства, то есть всего того, что можно назвать одним словом – счастья. Причем такого счастья, чтобы оно было вечным, чтобы никогда не кончалось, а только умножалось.
Каждый человек, чтобы он не делал, делает только то, что будет ему во благо. Даже умалишенные, живущие в своем странном нездоровом мире, неспособные адекватно воспринимать окружающее, и те, очень четко понимают, что им во благо, а что нет. А про некоторых из них можно сказать и так, что они и ушли-то в свои выдуманные миры только ради своего недоступного счастья, чтобы хоть там его приобрести.
И здесь нет ничего удивительного. Для вечного блаженства, для рая и был создан человек Богом. Этот потерянный рай каждый с вами из нас и ищет, скитаясь по жизни.
Бог – Существо вечное, совершенное, как учит Православная Церковь, есть абсолютное бесконечное блаженство. Наслаждаясь в вечном блаженстве, Господь решил создать подобных Себе существ, чтобы вместе с ними разделять его.
Но где же оно, это вечное блаженство, уготованное нам Богом? Оно находиться не в этой жизни, а в будущей, в Царстве Божием. А эта временная жизнь является только подготовкой к будущей. Здесь мы должны определиться, хотим мы или нет войти в уготованное нам блаженное Царство, ведь Бог никого насильно в него загоняет. «Всякий человек, рожденный в мир сей, тем паче христианин, — говорит преподобный Симеон Новый Богослов, — пусть не думает, будто родился для того, чтобы наслаждаться сим миром и вкушать его радости, потому что если б этот был конец и эта цель его рождения, то не умирал бы. Но пусть содержит в мысли, что родился он, во-первых, для того, чтобы быть (начать существовать) из не сущего, каким был; во-вторых, для того, чтобы, подобно постепенному возрастанию телесному, возрастать мало-помалу и возрастом духовным и добрым подвигом восходить в то священное и боголепное состояние, о котором говорит блаженный Павел: (Еф. 4:13); в-третьих, для того, чтобы сделаться достойным обитать в небесных селениях и быть вчинену в сонм святых ангелов и петь с ними победную песнь Пресвятой Троице, Которая как одна дает ему бытие, одна же Своею благодатию дарует и благобытие, т. е. то показанное священное боголепное состояние».
Царство Божие, уготованное нам, хотя и находиться в жизни будущей, но уже здесь на земле может нам открываться, уже здесь мы можем вкусить его. Оно открывается нам в Церкви Божией, которая называется Небом на земле. А вкусит его можем своим сердцем, как сказал Христос, что Царство Божие внутри вас есть (Лк. 17:21).

Священник Петр Машковцев,
настоятель Феодоровского храма.