О сверхъестественном откровении


О сверхъестественном откровении.

Одного естественного откровения о Боге человеку все-таки недостаточно. История показывает, что далеко не все, идя путем естественного познания Бога, достигали чистого, истинного знания о Нем. «Блаженны чистые сердцем, — говорит нам Христос в Евангелии, — ибо они Бога узрят» (Мф. 5:). То есть видеть Бога могут только люди, очистившиеся от греха. Грех притупляет духовные чувства души и лишает человека духовного видения. Но людей святой жизни всегда было немного. Неужели Господь только о них заботиться и только им желает вечного спасения? Конечно же, нет. У Бога нет чужих детей, Он переживает за каждого, каждому человеку желает спасения.
Именно для того, чтобы о Боге знали все люди, не только праведники, но и пребывающие еще во тьме своих страстей, Он Сам Себя открывает людям. Господь благоволил открыться людям особым образом, обратиться к ним через своих пророков. Пророки – это люди с очень развитым духовным чувством и высокой праведной жизни, способные слышать голос Божий. В общении с ними Бог открывал Себя и давал заповеди для сохранения жизни души. Слова пророков запоминались и записывались, и очень бережно передавались из поколения в поколение.
Такое откровение о Боге, когда Он Сам Себя открывает людям, называется сверхъестественным. Сверхъестественное откровение разделяется на Священное Предание и Священное Писание. Священное Предание – это те Божественные откровения, которые пророки смогли воспринять, услышать и передать людям. Часть этих откровений люди записали, и такие откровения стали называться Священным Писанием. Священное Писание – это, получается, часть Священного Предания.
Без Священного Предания Священное Писание не всегда воспринимается правильно. На первый взгляд Библия кажется противоречивой в некоторых местах, но эти противоречия легко разъясняются через призму Священного Предания. Поэтому критерием Истины в Церкви в первую очередь является Священное Предание. Священное Предание очень строго соблюдается из поколения в поколение. У Православной Церкви существует много правил для сохранения истинности Предания. Например, так называемое епископское преемство. Оно означает, что епископы вместе с рукоположением своих преемников передавали и все необходимые знания, то есть само Предание. И вот это епископское преемство в Православной Церкви никогда не прекращалось со времен самих апостолов, то есть в Церкви не было ни минуты, чтобы она оставалось без епископа или чтобы во епископы возводили не епископы. Это обеспечивает сохранность Предания: как учил Христос и Его ученики-апостолы, так учат и современные православные епископы.
Священное же Писание представляет собой книгу, которая называется «Библией», что с греческого переводится как «книги». Но это не просто книги, в греческом оригинале перед этим словом стоит артикль «та», что указывает на книги с определенным содержанием. Это значит, что в Библию вошли не какие попало книги, а только после строгого отбора. Все книги в Библии являются богодухновенными, то есть написанными под влиянием Духа Божия. Через нее поэтому может с нами разговаривает Сам Бог. Отбором книг занимались святые люди, души которых просвещены Духом Святым.
Все книги в Библии собраны строго с определенной целью — научить человека правильным взаимоотношениям с Богом. Они все при этом подразделяются на четыре категории: книги исторические, законодательные, учительные и пророческие.
Исторические рассказывают о том, как Бог сотворил мир, как Он участвовал в жизни людей, как люди стремились к Нему. В законодательных людям даны заповеди, на которых держится мир и жизнь в нем, исполняя которые человек сохранит жизнь эту и наследует жизнь вечную. В учительных книгах даны поучения, помогающие наладить человеку достойную и праильную жизнь. И в пророческих книгах описывается будущее человечества.
Библия разделяется на две главные части – Ветхий Завет и Новый Завет. Ветхий Завет – это история спасения рода человеческого до пришествия в мир Господа Иисуса Христа. Новый Завет – история спасения, связанная с пришествием Спасителя. Ветхий Завет при этом имеет подготовительный характер, он подготавливает людей к встрече с Богом и к началу новой жизни с Ним.
Сердцем Священного Писания является Евангелие, открывающее книги Нового Завета. В нем запечатлен образ Господа Иисуса Христа, явленный в событиях Его земной жизни, в Его делах и словах. Во Христе Бог открылся людям во всей Своей полноте.
Для христиан обязательным является чтение Нового Завета, второй половины Библии. Ветхий же Завет очень сложен для понимания, поэтому его изучать надо только со специальными книгами – толкованиями на Ветхий Завет.

Священник Петр Машковцев,
настоятель Феодоровского храма.