Может ли быть оправдана ложь во имя добра?


Может ли быть оправдана ложь во имя добра?

Дайте пожалуйста советы по следующей ситуации: в семье муж, в силу специфики своей работы, в интересах бизнеса, иногда проводит время в ресторанах и других злачных заведениях для установления неофициального контакта с контрагентами. Жена очень расстраивается этим фактам. Тогда муж, чтобы не расстраивать жену, придумывает другую версию о своем времяпровождении вечером. С одной стороны, лгать супруге грех, с другой стороны, говорить правду — расстраивать, а ведь он должен ее беречь. Но и полностью отказаться от таких встреч нереально. Как поступать? И вообще, может ли быть оправдана ложь во имя добра?

Виктор Павлович, 42 года, предприниматель.

Вопрос, может ли быть оправдана ложь во имя добра, не простой. Иногда бывает очень велик соблазн, чтобы оправдать свои поступки, направленные, как кажется тебе, на благо, при этом являющиеся явно ложными и греховными. Этот соблазн так велик, что с ним не смогли справиться представители католической церкви. Католические священники разработали и предложили для применения своей пастве ряд методов, позволяющих грешнику прикрыть сомнительную нравственность своего поступка некими уловками, усыпляющими совесть.
Один из таких методов называется «направлением намерения». Суть его заключается в том, что делая что-либо запрещенное заповедью Божией, нужно предлагать своей мысли как цель что-нибудь, что само по себе не греховно. Тогда все совершаемое теряет характер греховности. Как, например, писал в XIХ столетии немец Бузенбаум в своем труде по нравственному богословию: «Позволительным является сыну отвлеченным помыслом желать отцу своему смерти, конечно не как зла для отца, но как добра для себя, ради отдельного значительного наследства».
Другой метод называется «ментальной резервацией», заключается в том, что часть мысли договаривается про себя, а не в слух. Таким образом, лжи как будто бы и нет. Например, в книге, изданной в 1821 г., католик Гюри оправдывает жену, совершившую прелюбодеяние, измену своему мужу, которая на расспросы заподозрившего мужа, отвечала: «Не совершала я», а про себя договаривала: «Такого прелюбодеяния, в котором я должна бы сознаться».
Данные примеры попыток оправдания зла во имя добра, думаю, любому человеку покажутся нравственно недопустимыми. Да, когда дело касается поступков другого человека, мы легко можем дать им нравственную оценку, чувствуя их лукавство. Когда же дело доходит до нас самих, чувства эти начинают притупляться, и мы нередко поступаем подобным же образом.
Для православных, в отличие от католиков, любые попытки заключения сделок с совестью являются неприемлемы. И именно девиз католиков — цель оправдывает средства, — стал основной причиной раскола между двумя христианскими церквами, западной и восточной. А произошло это в 1204 году, когда римские крестоносцы направлялись в Святую землю для ее освобождения от иноверцев. По пути они попросили у византийского императора возможности остановиться в Константинополе для того, чтобы передохнуть и набраться сил перед таким благим делом. Византийцы с радостью приняли братьев по вере. Но когда римские корабли приткнулись к константинопольскому причалу, на берег вышли не братья по вере, а злобные захватчики. Православные не ожидали такой подлости, и потому не смогли защитить себя. Несколько дней крестоносцы убивали византийцев, насиловали женщин, грабили и сжигали дома, многие были уведены в плен. В течение 50 лет, что римляне хозяйничали в Константинополе, в Рим были вывезены многие сокровища и произведения искусства. Таким образом в варварской Европе зародилось искусство.
Подобное лукавство и до сих пор является основной причиной, по которой Патриарх Алексий не идет на встречу с Папой Римским. По этому поводу наш Патриарх сказал так: «Как можно вести переговоры с теми, кто называет нашу церковь сестрою, а в это же время совершают насильственные захваты православных приходов на Украине, пользуюсь тамошней неразберихой во власти».
Думаю, что на примере конфликта двух церквей из-за лукавства одной из них, понятна позиция православных – ложь во имя добра всегда является злом, разрушающим и губящим все доброе.
Для православных христиан смыслом жизни является познание Истины и жизнь согласно этой Истины. А любое лукавство является предательством пред Истиной, отвращением от Бога к лукавому.
Поэтому врать супруге – это грех. Тем более, что любящая супруга всегда чувствует ложь, и от этого еще больше страдает и расстраивается. Конечно же ее надо беречь, но только не «благой ложью», а честностью, преданностью и любовью.

Священник Петр Машковцев,
настоятель Феодоровского храма.