Может ли человек ни во что не верить?


Может ли человек ни во что не верить?

Среди людей можно встретить разное отношение к вере. Одни люди верят в Бога, другие сомневаются, но верят в честность, добро, справедливость. А есть люди, которые утверждают, что вообще ни во что не верят.
Могут ли такие люди, ни во что неверующие, существовать на самом деле? На этот вопрос в свое время дал ответ наш классик писатель Тургенев в своем романе «Отцы и дети». В этом романе автор решил вывести как раз такого человека, который в главный принцип своей жизни поставил за правило ни во что не верить. Надо сразу заметить, что сам Тургенев не был религиозным человеком, и в романе выразил не сколько свое личное мнение, сколько описал то, что дано ему было свыше. Тургенивский Базаров является нигилистом. Слово «нигилист» происходит от латинского «нихил», что значит ничто, ни что не принимать на веру. Нигилист ни что не принимает на веру, во всем желает убедиться на личном опыте.
Базаров – естественник. Он считает, что благодаря развитию естественных наук, можно будет дать ответы на все вопросы жизни. Он умный и талантливый человек, очень работоспособный. И вдруг, все обрывается – тяжелая болезнь, смерть. Смерть эта кажется на первый взгляд какой-то нелепой, случайной. Но на самом деле она закономерна. В конце романа Базаровым овладела какая-то «странная усталость», «лихорадка работы с него соскочила и залилась тоскливою скукой и глухим беспокойством». Скептицизм пропитывает его всего, он перестает верить в любую какую-нибудь деятельность. Зачем вообще что-либо делать, если в конце концов тебя ждет одно – лопух, который вырастит на твоей могиле. Трагедия Базарова заключается в его неверии.
Почему он не смог стать ученым? Почему не смог жениться и создать семью с любимой женщиной? Оказывается, что без веры человек не может ни трудиться, ни любить, ни жить. Вера является движением души, ее жизнью. Когда крестьянин, например, весной выходит сеять хлеб, он должен верить, что осенью получит урожай. Эта вера будет двигать его к труду в течении всего лета. Если же веры нет, то и трудиться он не станет.
И так в любой деятельности.
Так же, если человек любит другого человека, он должен ему верить, доверять. Если нет доверия, не будет и любви. Как ты сможешь любить человека, когда ты ему не веришь.
Человек, который ни во что не верит, ни к чему и душой не стремится. Душа его находится в застое, который характеризуется, как у Базарова, «непонятной тоской, скукой и глухим беспокойством». Такому человеку ничего не хочется делать, ни к чему нет интереса, потому что он сам себе не может ответить на вопрос – а зачем?
Если нигилист попытается довести свое миропонимание до логического конца, то итогом всего своего существования будет только мысль о лопухе, который вырастит на твоей могиле. Способен ли человек с таким мышлением на какую-либо деятельность для себя или других. Вот какой разговор зашел у Базарова однажды с Аркадием. «…Ты сегодня сказал, — говорит Базаров приятелю, — проходя мимо избы нашего старосты Филиппа, — она такая славная, белая, — вот, сказал ты, Россия тогда достигнет совершенства, когда у последнего мужика будет такое же помещение, и всякий из нас должен этому способствовать… А я и возненавидел этого последнего мужика, Филиппа или Сидора, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет… да и на что мне его спасибо? Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет; ну а дальше?».
И ранняя смерть таких людей не случайность. Жизнь без веры лишает человека смысла в жизни, смысла любой деятельности.
Иногда можно слышать такое выражение, что в храм ходят молится одни старушки. Действительно, в храме много пожилых людей, но их много потому, что благодаря своей вере они дожили до глубоких лет, как спелый плод наполненные жизнью.
Вера в Бога, в первую очередь, вера в добро, в людей, вера в любимого человека наполняют душу жизнью, эта вера является для человека источником жизни и сил.

Священник Петр Машковцев,
настоятель Феодоровского храма.