Об именах Бога


Об именах Бога.

Говорить о Боге очень не просто, потому что Бог есть Абсолют, не имеющий ни начала, ни конца, ни каких-либо ограничений. Он находится за пределами нашего ограниченного и пространством, и временем мира. И поэтому Его нельзя выразить ни одним словом, потому что слова, определяя предмет, выделяют этот предмет из общего мира и ограничивают четкие его границы, что он есть и что не есть. Абсолютного и неограниченного Бога, поэтому не сможет вместить ни одно человеческого слово.
И в то же самое время, будучи трансцендентным, запредельным Богом, Он открывается. Его откровение происходит в личной встрече с ищущим Его, на духовном уровне лицом к лицу. Господь всегда первым выходит на встречу с человеком, и открывается только тому, кто ищет Его, кто мечтает об этой встрече и стремится к ней.
Бог не является предметом науки, о Нем нельзя рассуждать, как рассуждают философы о справедливости или других понятиях. Он не отвлеченный предмет размышлений, а живой Бог Библии, которому мы можем обращаться на «Ты». Поэтому Бог открывается и познается только в молитве, в возвышенном состоянии нашей души.
Через эти личные встречи святых с Богом мир узнает о Нем и Его свойствах, какими Он обладает. По этим свойствам Божиим люди для передачи духовного опыта друг другу и дают Богу имена и названия. Таким образом, имена и названия Божии не выражают Его сущности, а только указывают на некоторые ее свойства. Мы говорим, Бог мудр, но Его мудрость не умственные способности ученого или опытного в жизни человека. Самые высокие имена, даже имя «любовь» выражают Божественную сущность, но не исчерпывают ее. Это – те свойства, которыми Божество сообщает о Себе, но при этом Его сущность никогда до конца не сможет быть познана, и выразиться каким-либо словом.
Да и сами имена Божии нам нужны не для того, чтобы объяснять Его, а для личностного общения с ним.
Первое из имен Божиих — «Бог» — по мнению лингвистов, относится к индоевропейской группе слов и родственно санскритскому bhaga, что значит “одарающий, наделяющий”. “Богатство” тоже родственно слову “Бог”. В этом выражено представление о Боге как полноте бытия, как всесовершенстве и блаженстве, которые, однако, не остаются внутри Божества, но изливаются на мир, людей, все живое. Бог одаряет, наделяет нас Своей полнотой. Своим богатством, когда мы приобщаемся к Нему.
В европейских языках, английское God, немецкое Gott, происходит от глагола, означающего «падать ниц». Здесь имя Божие указывает не на свойства Божии, а на поведение человека, когда он встречается с величием Божием.
Древним евреям Бог открылся с именем Яхве, что означает «Сущий». Это имя означает, что Бог есть Абсолютное бытие в его полноте, а все остальное существует постольку, поскольку Бог дает ему возможность существовать.
Некоторые это имя произносят неправильно — «Иегова». Этого слова нет ни в еврейской, ни в греческой, ни в славянской Библии. Произошло оно от незнания еврейского языка. Дело в том, что в еврейском языке пишутся только согласные буквы, а гласные произносятся по неписанным правилам, которые знает весь народ. Сами евреи считают подобное произношение ошибочным. Так, в «Еврейской энциклопедии», мы можем прочитать по поводу этого слова («Иегова») следующее: «Оно в новейших библейских переводах чаще всего представлено формой «Иегова», ИГВХ, которая, однако, с филологической точки зрения признается недопустимой. (Еврейская энциклопедия, т. 8, стр. 130).
В Священном Писании встречаются и многие другие имена Бога. Некоторые из них подчеркивают Его превосходство над видимым миром, власть, господство, царское достоинство. Имя Господь обозначает верховное господство Бога над всей вселенной.
Имена Святой, Благой, Благость показывают, что Бог имеет в Себе всю полноту добра и святости, причем Он изливает это добро на все Свои создания, освящая их. Бог также называется Мудростью, Истиной, Светом. Жизнью: «Мудростью как знание божественных и человеческих дел… Истиной как единое, а не множественное по естеству (ибо истинное единственно, а ложь многолика)… Светом как светлость душ, очищенных в уме и жизни, ибо если незнание и грех – тьма, то знание и жизнь божественная – свет… Жизнью, потому что он свет, опора и осуществление всякой разумной природы» (Григорий Богослов).
Бог назван Правдой и Любовью. Имя Правды подчеркивает Божественную справедливость: Он Судья, наказывающий за зло и награждающий за добро. Так Бога воспринимает преимущественно Ветхий Завет. Однако новозаветное Благовестие открывает нам, что Бог, будучи справедливым и правосудным, превосходит всякое наше представление о справедливости: «Не называй Бога правосудным. Пишет преподобный Исаак Сирин. – Хотя Давид называет Его правосудным и справедливым, но Сын открыл нам, что Он скорее благ и благостен… Где же правосудие Божие? В том, что мы грешники, а Христос за нас умер?… Где воздаяние за дела наши?» Ветхозаветное представление о справедливости Бога Новый Завет восполняет учением о Его любви, превосходящей всякую справедливость. «Бог есть любовь», — говорит святой апостол Иоанн Богослов, самое истинное из того, что можно сказать о Нем. Как говорит святитель Григорий Богослов, это имя «угоднее Богу больше всякого другого имени».

Священник Петр Машковцев,
настоятель Феодоровского храма.