О богопознании


О богопознании.

Вся история человечества проникнута вопросом богоискания. Об этом свидетельствуют сохранившиеся до нашего времени различные произведения искусств древних культур. Из них видно, что некоторые народы обожествляли различные силы природы: гром, молнию, ветер. Другие сами себе выдумывали богов: одни изображали их в виде каменных или деревянных истуканов, другие, как например в греческой мифологии, изображали их в виде людей, приписывая им все человеческие свойства, вплоть до самих мерзких. А в некоторых богом считали своего правителя.
В результате таких поисков Бога родилось немало религиозных культов и учений. Две тысячи лет назад, во времена владычества в мире римской империи, в самом Риме возник целый пантеон богов. В него свозилось из только что покоренных народов изваяния местных богов. Сперва римляне распределили между ними обязанности, кто за что отвечает и кому молиться в определенных случаях. Но со временем этих божков скопилось столько, что римляне в них просто запутались. Чем больше их свозилось в Рим, тем отчетливее была видна их бесполезность и пустота.
Так есть ли на самом деле истинный Бог? И если есть, то как Его познать?
Один из нескольких путей, на котором можно встретиться с Богом, лежит через внимательное рассмотрение и изучение чудно и гармонично устроенного окружающего нас мира.
В IV веке по Р. Х. В финикийском городе Илиополе жил один знатный чиновник по имени Диоскор. Он был ревностным язычником и очень хотел, чтобы и его дочь, Варвара, стала тоже поклонницей его истуканам. Когда в его городе появились христиане, он испугался, что они смогут обратить в свою веру и его дочь. Отправляясь однажды по делам в другой город, он заточил свою дочь в высокой башне, чтобы никто с ней не общался и не смог бы рассказать про христиан. Находясь в одиночестве, чистая душа Варвары стала засматриваться на окружающий мир. Закат солнца, сверкающие звезды, красота и гармония природы заставили задуматься о причине возникновения их. «Неужели, — размышляла она, — все это могли сотворить мелкие истуканы, которым поклоняется отец». И чем больше она так размышляла, тем больше разочаровывалась в божестве идолов. Тем больше она укреплялась в мысли: «Один должен быть такой Бог, Которого создала не рука человеческая, но Сам Он, имеющий Собственное бытие, рукою своею создал все. Один должен быть Бог, Который все содержит, всему дает жизнь и обо всех промышляет». Через несколько дней она смогла встретиться с христианами и узнав, что они исповедуют именно Такого Бога, приняла христианское крещение и претерпела мученическую смерть за Христа от своего отца.
Подобное познание Бога происходило не только со святой великомучинецей Варварой. Любой человек может увидеть Творца через гармонию и мудрость сотворенного мира.
В 1942 году в шинели погибшего русского солдата Александра Зайцева было обнаружено следующее стихотворение-исповедь:

Послушай, Бог, еще ни разу в жизни
С Тобой не говорил я, но сегодня
Мне хочется приветствовать Тебя.
Ты знаешь, с детских лет всегда мне говорили,
Что нет Тебя, и я дурак поверил.

Твоих я никогда не созерцал творений.
И вот сегодня ночью я смотрел
На небо звездное, что было надо мной.
Я понял вдруг, любуясь их мерцаньем,
Каким жестоким может быть обман.

Не знаю, Боже, дашь ли Ты мне руку?
Но я Тебе скажу и Ты меня поймешь.
Не странно ль, что среди ужаснейшего ада
Мне вдруг открылся свет, и я узрел Тебя?
А кроме этого мне нечего сказать.

Еще хочу сказать, что, как Ты знаешь,
Битва будет злая;
Быть может, ночью же к Тебе я постучусь.
И вот, хоть до сих пор я не был Твоим другом,
Позволишь ли Ты мне войти, когда приду?

Но, кажется, я плачу. Боже мой,
Ты видишь, что со мной случилось,
Что нынче я прозрел?
Прощай, мой Бог! Иду я, вряд ли уж вернусь.
Как странно, но теперь я смерти не боюсь.

Священник Петр Машковцев,
настоятель Феодоровского храма.