О почитании святых


О почитании святых.

Когда поминают какого-либо святого, то к имени его, как правило, добавляют еще различные наименования, которые стоят обычно перед самим именем: преподобный, мученик, блаженный и так далее. А так же и после имени: Московский, Вятский, Радонежский и так далее. Что же они означают?
Но последнее понятно, что обозначает место, в котором жил святой и достиг святости. Например, святой Иоанн Кронштадтский. Отец Иоанн был священником в городе Кронштадте. Отсюда и прозвище, Кронштадтский. Эти прозвища даются для того, чтобы различать святых с одинаковым именем.
А первые слова перед именем святого означают тот вид подвига, которым он достиг святости. Самый распространенный вид подвига это мученики и преподобные. Мученики – это святые, которые претерпели мучения и отдали свою жизнь за Христа, то есть не отреклись от Христа ни под страшными мучениями, ни перед самой смертью. Святые, которые претерпели особо тяжелые мучения, особо и почитаются христианами и называются великомучениками, например великомученица Екатерина.
Среди тех, кто претерпел страдания за Христа, выделяются исповедники. Исповедники – это те, кто перенес мучения, но остался в живых. В основном это те, кто сидел в тюрьмах или как в недалеком прошлом в лагерях.
Иногда среди названий мучеников и исповедников можно встретить добавление «священно», священномученик, священноисповедник. Это означает святого, который претерпел страдания, будучи в священном сане, епископом, или священником или дьяконом.
Мучеников еще иногда называют страстотерпцами, претерпевшие страдания.
Преподобные же – это святые, которые подвизались в различных добродетелях удаленно от обычной жизни в монастырях, или в лесах или в пустынях. В основном преподобные – это монахи. Монах происходит от греческого слова «монос», то есть один. Монахи, значит, люди, которые ищут уединения, чтобы стать как можно ближе к Богу. Приставка «пре» выражает превосходную степень и говорит в данном случае о том, что каждый человек создан подобным Богу, но преподобные это святые, которые стали как Бог по святости своего жития, достигли своего совершенства.
Те же святые, которые совершенствовались в добродетелях не уходя из мира, а жили в семьях, имели детей, они называются «праведными». Например, святой праведный Алексей Московский.
У названия «блаженный» два значения. Первое пришло к нам с Запада. У католиков, находящихся под сильным влиянием юридизма, святых принято разделять на две категории: блаженные, которые еще не считаются святыми, но являются как бы кандидатами, чтобы ими стать и уже непосредственно святые, официально признанными таковыми. В таком переходящем состоянии блаженных у западных христиан находился ряд христиан, часть которых признается святыми у восточных, то есть православных. Их почитание перешло с тем наименованием, как и у западных, например, блаженный Августин.
У православных слово «блаженный» имеет совсем другое значение. Блаженными на Руси называли тех, кто взял на себя подвиг юродства ради Христа. На вид это обычные сумасшедшие, как попало одевающиеся, живущие по своим правилам, на людях ведущие себя со странностями. Но в отличие от простых сумасшедших, их странности наполнены определенным смыслом, а именно обличительным в пороках или какими-либо предсказаниями. Например, блаженный Прокопий Вятский, как был приглашен на обед в гости, стал играться за столом с ножиком, а потом обнял сына у хозяйки и заплакал. Через несколько дней этого молодого человека зарезали ножом. О том, что блаженные не сумасшедшие показывает следующее свидетельство из жизни блаженной Ксении. За ней однажды решили проследить, где она ночует. И увидели, что она всю ночь молилась в поле в здравом уме за питербужцев.
Равноапостольные – это святые, подобно апостолам просветившие людей христианской верой.
И последняя категория святых это святители. Святители – это святые, которые служили Богу в епископском сане, и не только сами достигшие святости, но и других научившие этому.

Священник Петр Машковцев,
настоятель Феодоровского храма.