Что такое религия


Что такое религия.

О религии сегодня слышно много. Однако очень часто то, что называют религиозным, на самом деле может не иметь никакого отношения к этому. Ее часто путают с особенностями местной культуры и традициями, иногда путают с политикой, а иногда и с бизнесом. Чтобы четко различать религию от других социальных явлений, нужно знать в чем состоит ее сущность и назначение.
Что же означает само слово «религия»? На его происхождение существует две основных точки зрения. Первая, это мнение римского оратора Цицерона, жившего в I веке до Рождества Христова. Он считал, что религия означает благоговение. Отсюда, религия означает благоговение перед Божеством.
И хотя благоговение является важным компонентом в религиозной жизни, без него вера в Бога превращается в холодное и безжизненное учение, все-таки это определение говорит только о чувствах религиозного человека, но не выражает ее сущности.
Другое определение религии дал западный христианский писатель и оратор Лактанций в IV веке. Он считал, что термин «религия» означает «связывать», «соединять». Поэтому и религию он определяет как союз благочестия человека с Богом. «С тем условием, — говорит он, — мы и рождаемся, чтобы оказывать справедливое и должное повиновение порождающему нас Господу, Его одного знать, Ему следовать. Будучи связанными сим союзом благочестия, мы находимся в соединении с Богом, от чего получила название и самая религия… Так имя «религия» произошло от союза благочестия, которым Бог соединил с Собою человека…»
Подобным образом существо религии определял и блаженный Августин. Для него религия значит «воссоединять», то есть воссоединять, возобновлять когда-то утерянный союз между человеком и Богом. «Его-то ища, — пишет он, — или лучше, вновь отыскивая (от чего, кажется, получила название и религия), мы стремимся к Нему любовью, чтобы, когда достигнем, нам успокоиться».
Спустя много веков, уже наш русский мыслитель и философ протоиерей Сергий Булгаков писал о религии следующее: «Религия есть непосредственное опознание Божества и живой связи с Ним, она возможна благодаря религиозной одаренности человека, существованию религиозного органа, воспринимающего Божество и Его воздействие… На подлинно религиозный путь вступил лишь тот человек, который реально на своей жизненной дороге встретился с Божеством, кого настигло Оно, на кого излилось превозмогающей Своей силой».
Религия, таким образом, есть живое единение духа человеческого с Богом, которое совершается в глубине человеческого сердца.
Поэтому просто придерживаться какой-либо религиозной конфессии, только внешне исполнять ее обряды и предписания, еще ничего не значит, точно так же, как отвлеченно размышлять о Боге, считая, что да, что-то там есть такое. Можно читать религиозные книги и даже получить богословское образование и при этом быть далеким от Бога, а значит быть по сути своей нерелигиозным человеком.
Считать себя православным или протестантом, или представителем другой какой-либо религии и при этом жить в душе своей без живой связи с Ним, значит не иметь никакого отношения к религии. Об этом говорит Святое Евангелие, ярко показывая как внешняя религиозность фарисеев без любви к Богу привело к распятию Его на кресте, к убийству Самого Бога. Так убивает Бога каждый человек, который надеется только на внешнюю приверженность к религии без внутреннего единения с Ним.
Религия это путь, по которому мы должны идти к живому Богу, а не лифт, который автоматически нас сам по себе внесет в Царство Божие.
Сегодня существует немало религиозных организаций, где своих последователей заставляют бессмысленно зазубривать наизусть свои священные тексты и писания, строго соблюдать определенный правила, внушая, что именно в этом и заключается смысл религиозной жизни.
Когда вся религиозная жизнь сосредоточена только на внешних атрибутах, то это не религия. Если их необходимость объясняется тем, что твои предки так поступали и ты так должен поступать, то это всего лишь национальные традиции и не больше. Если это делается только ради приличия, то это скорее культура, а не религия. Если при этом выведываются все личные данные и предлагается переписать все свое имущество на организацию, то это скорее все-таки бизнес. Даже поговорка такая существует: «Хочешь разбогатеть – придумай свою религию». И так далее, по внешним религиозным признакам, по сути может быть что угодно, но только не религия.
В настоящей религии существуют и священные писания, и внешние обряды, и традиции, все это необходимо, но при всем при этом это только средства для соединения с Богом, для живого общения с Ним в жизнь вечную.

Священник Петр Машковцев,
настоятель Феодоровского храма.