Троица


Троица.

Наверное каждый слышал о том, что у православных есть Троица. Хотя бы потому, что каждый слышал и о празднике Троицы, и о Троицкой родительской субботе. Так что же Православная Церковь празднует на праздник Троицы? Она прославляет Самого Бога-Творца.
Учение Церкви о Пресвятой Троицы один из самых спорных вопросов веры. У одних неправильное языческое понимание этого учения Церкви вроде того, что Троицей в Православии называется Иисус Христос, Божия Матерь и святитель Николай. Ведь именно их совместное изображение можно встретить в храме, а чаще на автомобильных иконках. Другие отвергают это учение или просто не хотят обращать внимания на него, считая его нелогичным.
Что же это за тайна Святой Троицы? Христиане веруют в одного Бога, но в трех самостоятельных персональных (личностных) существованиях. Но в то же время это не три Бога, а один. Три Божественных Личности – Бог–Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой – в одной Божественной сущности. Иначе говоря, 3 = 1, а 1 = 3. То, что является абсурдом для математики и логики, является основой христианской веры.
Бога нельзя познать логически или вычислить математически, потому что Бог существо абсолютное, совершенное, неограниченное. Он не имеет ни начала, ни конца, Он выше нашего разумения. Поэтому Православная Церковь учит о Боге не так, как о Нем могли бы выдумать люди, а как Сам Господь открылся нам. Мы не можем говорить о том, какой Бог есть на самом деле, мы можем говорить только о том, каким Он Себя открыл нам.
То, как Бог может быть одним в трех Личностях, является тайной. Но это совсем не значит, что мы не должны думать об этой тайне, слепо следуя признанию этой истины на веру. Эта тайна может быть и должна быть раскрыта каждым человеком, потому что в ней сокрыта тайна существования человека вообще. Просто раскрывается она не путем логических размышлений, а сверхразумно, чистым сердцем, как и все остальные догматы Православной Церкви.
Господь сотворил человека по образу и подобию Своему. Поэтому только в уподоблении Своему Творцу человек сможет найти свое истинное существование, полноту бытия и вечное блаженство.
Бог, троичный в Лицах, един существом. К такому же единению Господь призвал и свое создание. Тайна Святой Троицы – это тайна Божественной любви. Свойство любви таково, что любящее существо соединяется с объектом своей любви. Любовь – это Божественная сила, осуществляющее единство любящих. Все три Лица Пресвятой Троицы находятся в совершенной любви друг к другу, поэтому и все три Божественные Личности находятся в абсолютном единстве. Эта единая сущность Божества есть любовь. Бог есть любовь (1Ин. 4: 8), и Свое создание, человека, Господь призвал к любви.
Когда говорят, что кто-то любит, то всегда предполагают существование другого, кого он любит. Не бывает любви без любимого. Одинокая изолированная монада может любить только самого себя, но самолюбовь не является любовью, это эгоизм. Эгоизм – противоположное чувство любви. Там где эгоизм, там нет любви, где любовь – нет эгоизма. Если бы Бог не был Троицей, то не был бы и Любовью. Тогда и человек был бы чужд любви. Именно совершенством в любви проявляется подобие человека Богу.
По подобию единосущной жизни Бога-Троицы и человечество призвано к соборной единодушной жизни, к жизни в любви с окружающими людьми. Как Личности Божества, соединенные в любви, не смешиваются в одну, так и человек при любви к ближнему не только не исчезает как личность, но наоборот, именно через любовь к ближнему человек и проявляется как личность. Эгоцентричная же единица, человек, зацикленный на самом себе, умирает как личность и становится схожим с животными.
Наиболее полным проявлением единения различных личностей является семья. О семье сказал Господь: «Оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть» (Быт. 2 : 24). Любящие муж и жена живут уже не своей жизнью, а жизнью друг друга, как своей собственной. Для каждого на первом месте не собственное благополучие, а благополучие любимого. И вместе с тем это их единение ни в какой мере не ограничивает, не уменьшает личной самобытности каждого из супругов.
Но еще большую полноту жизни супруги получают, когда у них рождается дети. Тогда семья действительно уподобляется Богу: три ипостаси – отец, мать, дети – в одном организме семьи.

Священник Петр Машковцев,
настоятель Феодоровского храма.