Имя России – Александр Невский


В прошлом году в течение нескольких месяцев впервые в России проходил телевизионный проект «Имя России», целью которого было через народное голосование узнать самое значимое для российской истории имя. С самого начало этот проект вызвал много споров и разногласий. Одни отнеслись к нему крайне скептически, другие, наоборот, старались участвовать в голосовании ежедневно. И даже в некоторых храмах появились листовки с призывом голосовать за святого Александра Невского. Судя по характеру этих листовок понятно, что для некоторых это голосование было связано с чувством глубокой ответственности за судьбу России и патриотическим подъемом отстаивания ее чести.
Третьи свое недоверие к выбору России объясняли тем, что мы, русские, уж слишком слабо знаем свою же собственную историю. Старшее поколение изучало историю России, пропущенную через строжайшее идеологическое сито, молодое – через новые учебники, насыщенных авторскими фантазиями и всеразличными пикантными байками. Не раз даже поэтому звучала мысль, что Александра Невского вообще не было, что это лишь былинный персонаж. Но организаторы акции постарались и построили передачи таким образом, что они из простого бессмысленного шоу превратились в образовательные, интересные и поучительные лекции.
В конце уходящего 2008 года был подведен итог народного голосования и объявлено имя России, занявшее первое место. Самой знаковой фигурой в истории государства россияне назвали Великого Святого Благоверного Князя Александра Невского, за которого проголосовали 529 575 телезрителей. А отстаивал имя Александра Невского перед всей Россией сам нынешний Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Что же для нас значит имя России? Святой благоверный князь Александр Невский — это человек, который – по слову Патриарха Кирилла — «заложил саму основу бытия России», такой, какой она есть до сих пор: единая, не распавшаяся на множество отдельных государств; православная, хранительница Истины Божией.
Очень показательно, что основная борьба на проекте «Имя России» развернулась в основном между двумя именами, значимыми для истории России – Александром Невским и Иосифом Сталиным. Оба великие правители, оба были у власти в самые трудные судьбоносные моменты для нашей Отчизны. Но какие они разные, и какими разными способами они добивались спасения России. Первый – это олицетворение мужества и благородства, искренней веры в Бога и полного упования на Него. Имя второго же есть олицетворение маниакальной жажды власти, соединенной со страхом потерять ее, отсюда доносительство, пытки, надругательства, уничтожение несогласных и просто подозрительных, беспощадность к своему народу, власть, установленная на страхе, навязывание народу своего культа личности, уничтожение Церкви Божией. Но Сталин, в отличие от благоверного князя Александра, правил относительно недавно, еще живы люди, захватившие его эпоху.
Это значит, что и люди голосовали разные. Одни – это те, которые стремятся как можно скорее освободиться от идеологического плена прошлого столетия и войти в новую эпоху истории государства Российского, свободную, построенную на высших священных ценностях, символом которых и является святой князь. Другие же наоборот, стремятся вернуться в то, не так далекое прошлое, лишенное всех свобод и прав.
Сразу же вспоминается библейская история – выход евреев из египетского рабства и сорокалетнее странствование по пустыне. Господь, заботясь о благе Своего ветхозаветного народа, посылает им Своего пророка Моисея, чтобы избавить их от египетского унизительного и тяжелого плена, и ввести их в землю обетованную, свободную и плодородную, чтобы жили они по воле Божией достойно и независимо. Но как только они вышли из плена, так сразу же стали возникать ропот и различные недовольства на Моисея: зачем нас вывел в пустыню, там у нас были котлы с мясом, а здесь ты нас всех погубишь. За этот ропот Господь наказал евреев тем, что они сорок лет ходили по пустыне, прежде чем войти в землю обетованную. Почему? Чтобы сменилось поколение, и никто из тех, кто жил еще в египетском рабстве, не вошел бы в новую землю. Потому что воспитанный в рабстве человек не дорожит свободой, он продаст ее при первой же возможности за дешевую похлебку.
Подобное же событие произошло и в России в XIV веке. В 1380 году на Куликовом поле русское войско во главе с Дмитрием Донским разбило и свергло с себя татаро-монгольское иго. Профессор Василий Осипович Ключевский в своей речи «Значение преподобного Сергия для русского народа и государства», сказанной им в Московской Духовной Академии в 1892 году, объяснил, каким образом Русь смогла освободиться от этого плена. В середине XIV века в центре России смогло появиться небольшое Московское княжество, которое сумело наладить отношения с татарами, в результате чего выросло новое поколение людей свободное от панических ужасов, которые нападали на их предков при одном только упоминании о татаро-монголах.
Вот и сегодня происходит смена поколений. Еще живы те, которые выросли в идеологическом рабстве и не представляют себе какой-либо иной жизни, а потому постоянно ропщут, как ветхозаветные евреи, на правительство, постоянно сетуя, как хорошо было раньше. Но зародилось уже и новое поколение, не знающее диктатуры КПСС, жаждущее свободной жизни и полное решимости и сил стать великим народом с достойной жизнью, жить в сильном и независимом государстве. И это поколение победило на проекте «Имя России».
Значит, Россия поднимается с колен, возрождается сильной и независимой, не отвергнувшая Бога, надеющаяся на Него, в основе своей такой, какой она и была многие столетия до 1917 года. А символом этой возрождающейся России стал именно святой Православной Церкви благоверный князь Александр Невский.

Священник Петр Машковцев.