Почему многие бывают не услышаны?


Господи Боже мой, аще сотворих сие, еще есть неправда в руку моею (Пс. 7, 4). Всегда нужно помнить, что должно не просто только молиться, но молиться так, чтобы быть услышану. Молитва недостаточна для получения желаемого, если мы не будем возсылать ее так, как угодно Богу. И фарисей молился, но не получил пользы; и Иудеи также молились, но Бог отвращался от молений их, потому что они молились не так как должно молиться. Поэтому нам заповедано молиться такою молитвою, которая могла бы быть вполне услышана. Это пророк выразил и в предыдущем псалме, где не только просил быть услышанным, но вместе с тем сделал все должное и со своей стороны. Что же такое? Именно: измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу; еще: утрудихся воздыханием моим; еще: отступите от мене вси делающие беззаконие; и еще: смятеся от ярости око мое (Пс. 6, 6-9).

Все это, именно: рыдание, слезы, воздыхания, удаление от людей порочных, страх и опасение суда Божия, достаточны для того, чтобы быть услышанным от Бога. И в другом месте пророк сказал: услыша Бог правды моея, в скорби распространил мя еси (Пс. 4, 2). Чтобы быть услышанным от Бога, это зависит от следующих условий: во-первых, если мы достойны получать просимое; во-вторых, если мы молимся согласно с законами Божиими; в-третьих, если молимся непрестанно; в-четвертых, если не просим ничего житейского; в-пятых, если просим полезного; в-шестых, если исполняем должное и со своей стороны. Таким образом многие были услышаны: Корнилий был услышан за жизнь (Деян. 10, 4), сирофиникиянка – за постоянство в молитве (Мар. 7, 26), Соломон – за предмет прошения: занеже, сказано было ему, не просил еси богатства, ниже душ враг твоих (3 Цар. 3, 11), мытарь – за смирение (Лук. 18, 14), другие – за другое. Как от этого зависит – быть услышанным, так быть не услышанным – зависит от противного тому, хотя бы молящиеся были праведники. Кто был праведнее Павла?  Но когда он просил бесполезного, то не был услышан: о сем, говорит он, трикраты Господа молих, и рече ми: довлеет ти благодать моя (2 Кор. 12, 8, 9). Кто также праведнее Моисея? Но и он не был услышан, ему Господь сказал: довлеет ти (Второз. 3, 16); он просил о том, чтобы ему войти в землю обетованную, но это было бесполезно, потому Боги не попустил ему. Кроме того мы бываем не услышаны еще и по другой причине, именно – когда молясь не оставляем грехов своих. На это указал Бог, когда сказал об Иудеях Иеремии: не молися о людех сих: еда не видиши, что сии творят (Иерем. 7, 16)? Они, говорит, не отстают от нечестия, а ты просишь за них? Но я не услышу тебя. Также, когда мы просим чего-нибудь против врагов, тогда не бываем услышаны, но еще оскорбляем Бога. Молитва есть врачество; и если мы не знаем, как должно приложить это врачество, то не получаем от него никакой пользы.

Будем ли  мы услышаны, не станем радоваться этому; будем ли не услышаны, станем прославлять Бога и за это. В самом деле, когда мы просим бесполезного и бываем не услышаны, тогда от самого неполучения того, чего просим, мы получаем пользу. А иногда мы просим нерадиво; тогда Бог медлительностью подаяния научает нас большему усердию в молитве, — и это немаловажная польза.

Беседы на псалмы. Святитель Иоанн Златоуст (Толкование Псалма 7)