Есть ли у православных агрессия к исламу?


Добрый день, отец Петр!

У Вас, точнее у церкви, которой Вы являетесь настоятелем, очень хороший сайт. Есть что посмотреть и почитать, даже мне, хотя я придерживаюсь другой конфессии (ислам).

Я видела, у вас выложены материалы о. Даниила Сысоева про ислам. Отец Даниил — достаточно одиозный был священник, и я, хоть и уважаю его право иметь свою точку зрения, все-таки считаю, что эти материалы подпадают под статью о разжигании межрелигиозной розни, и оскорбляют ислам.

Повторюсь — это только лишь мое мнение.

Просто, отец Петр, меня вот что удивляет: в мечети насмешливо говорят о православии, православные агрессивно реагируют на ислам… Неужели истина нуждается в том, что бы ее возвышали, унижая при этом другие конфессии? Как правило, если человек чувствует себя правым, он просто действует согласно своему ощущению правоты и ни с кем не вступают ни в какие пререкания. Ибо это просто бесполезно.

Есть хорошее выражение: «Дьявол начинается с пены на губах Ангела, вступающегося за правое дело», и в этом есть свой доля правды.

С уважением, Светлана


Здравствуйте Светлана!

Спасибо Вам за хороший отзыв о сайте нашего храма, и вообще за письмо.

Вы называете отца Даниила Сысоева «достаточно одиозным священником». То, что он был необычным священником, это точно. Может быть слишком импульсивным, слишком эмоциональным, когда отстаивал свою точку зрению. Не все при этом и православные священники по этому поводу были с ним согласны, такие, как например, протоиерей Максим Козлов. Но я не совсем согласен с тем, что статьи священника Даниила Сысоева являются «разжиганием межрелигиозной розни». Я не знаю, как в мечети отзываются о нас, православных, но могу точно сказать Вам, что у нас, христиан, нет агрессии против мусульман, как не было ее и отца Даниила. Это все-таки не агрессия, а нечто совсем другое. По православному учению каждый человек есть образ и подобие Божие, каждый человек – Его драгоценное чадо, поэтому оскорблять или унижать любого человека, пусть даже и представителя другой религии, значит оскорблять и Бога.

Сегодня о религии говорят достаточно много, но при этом очень мало, кто осознает, что такое религия на самом деле. Для кого-то религия — это дань моде, для кого-то новые ощущения, у кого-то просто традиция. Но при этом очень многие (как среди православных, так и среди мусульман) остаются на уровне язычества. Потому что религия — это не просто традиция, это воссоединение, в первую очередь, человека с Богом. В Православии, если повнимательнее приглядеться, на протяжении многих веков идет постоянная дискуссия, постоянные споры, постоянная критика друг друга. Почему? Потому что идет постоянная борьба за божественную чистоту, чтобы она не смешалась с пустыми человеческими выдумками.

Ведь как говорится, нельзя быть чуть-чуточку беременной, точно также нельзя быть и верующим только чуть-чуть. Если ты верующий, ты должен стремиться, как можно полнее соединиться с Богом, а не просто тупо исполнять различные религиозные обряды. Неужели вся суть любой религии сводится только лишь к исполнению внешних атрибутов при полном безразличии к жизни внутренней. Тот, кто так думает, это самый несчастный человек в мире. Почему? Потому что он и материальными благами не сможет насладиться, так как придется ими жертвовать ради религии, и в душе у него пустота и страшная тоска. Поэтому естественное желание верующего человека стремиться осмыслить все религиозные каноны и правила, так как только через осмысление внешнего действия оно приносит духовную пользу, наполняет душу божественной благодатью.

И мы, православные, не боимся дискутировать друг с другом, чтобы разрешить все свои сомнения, чтобы как можно теснее соединиться с Богом. Отсюда, из искреннего желания докопаться до Самой Истины, единственно из любви к Богу, чтобы как можно полнее познать Его, идет от православных критика каких-либо религиозных взглядов, но никак не из-за ненависти к другим конфессиям.

И отец Даниил вступил в диспут с мусульманами совсем не для того, чтобы оскорбить их, а чтобы разобраться в различных недоумениях. Не думаю, что его труды сравнимы с карикатурами на пророка Мухаммеда, которые были осуждены не только мусульманами, но и христианами. Как он мог оскорбить ислам, когда он приходил к мусульманам и вместе с ними начинал читать коран. Благодаря ему мусульмане стали читать свою священную книгу и вдумываться в смысл написанного там. Да, отец Даниил был очень критичен в своих взглядах. Но такой критический подход является нормальным в научном мире, это обычная научная дискуссия. Уметь критически работать с различными источниками обучают во всех авторитетных высших учебных заведениях, в частности и в православных духовных школах. И учат там критиковать не только работы авторов других конфессий, но в первую очередь своих, православных. Возьмите, например, труды гиперкритичного (как его называли коллеги) профессора Голубинского, Лебедева и др., заложивших основу образования в Московской Духовной академии. Или возьмите пример поближе. Есть такое общество, посвященное изучению памяти святителя Николая, одному из самых почитаемых христианских святых. У них есть свой сайт в интернете. Там Вы можете увидеть, какая мощная дискуссия в этом обществе идет по поводу изучения жизнеописания святого, сколько историй из нее подвергается самой тщательной критике, многое ставится под сомнение и отбрасывается. И что? Это как-то оскорбляет чувства верующих? Нет, конечно. Потому что ложь, какой бы красивой она не была, всегда остается ложью и не имеет ничего общего с Божественным. Истина не боится критики, как красавица не боится чистой воды, от нее она становится только еще более прекрасной.

Конечно, Истина не нуждается в том, чтобы унижать другие конфессии, но она нуждается в отстаивании ее чистоты. Не брежет об Истине только тот, у кого ее нет. Тот же, кто ее познал, не сможет теперь просто называть Истиной то, что ею не является. Ведь не может быть Истин несколько, хотя бы даже две, иначе какая же это Истина, если есть другая в чем-то отличная от нее. Не может быть, тем более, своей Истины или, как Вы говорите, своей правоты. Потому что у каждого правда своя, и каждый считает ее самой правой. Это прекрасно показал Достоевский в своем романе «Преступление и наказание» через Раскольникова, который ради своей правды пошел на убийство. Федор Михайлович очень ясно показал здесь, что произойдет с миром, если каждый будет стремиться жить только по своей правде, а не по Божественной.

Своя правда была и у тех бандитов, которые расстреляли детей в Беслане. Если бы они себя не считали правыми, то вряд ли пошли бы на такое страшное злодейство. А сколько подобных ужасных преступлений постоянно происходит в мире, сколько ни в чем неповинных людей, в том числе и детей, гибнет от тех, кто захотел жить именно только по своей правде. И что? Не обращать на это внимание? Тогда только где гарантии того, что завтра какой-нибудь такой борец за свою правоту не расстреляет и ваших детей, не взорвет и ваш дом. Да и просто жалко тех людей, которые ни за что лишаются своей жизни, обрекаются на страдания. Неужели можно спокойно слушать новости, как какой-то интересный фильм, о том, что где-то террорист-смертник взорвал машину и унес с собой десятки жизней?.. Кто дал ему такое право распоряжаться жизнями других людей?..

Да, я согласен с Вами, что «дьявол начинается с пены на губах Ангела, вступающегося за правое дело». Но и молчание может быть сравнимо с предательством Истины, отречением от Бога. Мне кажется, что пены на устах отца Даниила как раз и не было, в отличие от того, кто поднял на него оружие.

А для чего выложены на наш сайт труды отца Даниила? Да, просто для того, чтобы люди знали, о чем он писал и за что его возможно и убили.

Мир всем.

Священник Петр Машковцев