Как часто надо причащаться?


Как часто надо причащаться?

Помысл мне говорит: Церковь говорит о систематических причастиях, а как некоторые блаженные причащались редко, и не всегда посещали церковь.

Наталия.
Вопрос о частоте причащения не простой. На него нельзя ответить одним словом. Если посмотреть на жизнь святых, то у них были разные правила по этому поводу. Некоторые пустынники, действительно, и годами не причащались, например, как святая Мария Египетская, которая почти сорок лет провела в пустыни. А святой праведный отец Иоанн Кронштадтский, наоборот, каждый день служил литургию и соответственно причащался каждый день. Нельзя поэтому дать одно правило для всех верующих.
Вопрос о том, как часто правильно причащаться, как говорится, палка о двух концах. С одной стороны, если человек будет причащаться редко, то в нем полностью охладеет духовная жизнь, и жизнь такого человека будет протекать уже на чисто животном только уровне. А если часто причащаться Святых Христовых Таин, то появляется опять опасность привыкания, то есть человек может приступать к Тайне причастия бессердечно, по привычке, без внутренней настроенности. В таком случае человек хотя и причащается часто, но пользы для души нет, а наоборот, происходит опять же охлаждение к духовной жизни.
Но при этом всем можно все-таки выявить из жития святых некую закономерность. Очень редко причащались в основном только те подвижники, которые жили уединенно, кому окружающая обстановка не мешала молиться и общаться с Богом. Кто же находился в постоянном общении с людьми и в гуще житейских проблем, старались причащаться как можно чаще, раз или несколько раз в неделю.
Как же все-таки часто правильно причащаться? Понятно, что у кого много работы, а еще семья, дети, родители, каждый день причащаться невозможно, иначе придется нарушить заповедь о любви к ближнему. Но и откладывать причастие до пенсии тоже не нужно, иначе душа останется без духовной пищи, без духовных сил и до пенсии просто можно будет не дожить, сил не хватит.
Насчет частоты причастия все-таки есть одно правило, и до революции его строго все исполняли – причащаться не реже одного раза в год в Великий пост. Конечно, сейчас никто не заставляет в конце каждого Великого поста отчитываться и приносить справку о том, что ты действительно причастился. И это в какой-то степени очень хорошо и правильно, потому что пользы от этих справок никаких не было, а только один вред. Справку можно было иметь, а благодати в сердце не было.
Но в то же самое время, этим правилом не желательно пренебрегать. Его надо рассматривать не как обязаловку, а как рекомендацию, подобно той, какую дают и врачи, чтобы человек снова не заболел. Так и это правило предохраняет человека от тяжелых духовных болезней и смерти.
Как священник, я бы предложил следующую рекомендацию по поводу того, как часто надо причащаться. Лучше всего здесь действовать постепенно. Для начала, для тех, кто не разу не участвовал в таинстве причастии, и соответственно в таинстве исповеди, как предваряющем действием перед причастием, решиться и подготовиться к нему.
Потом надо взять за правило и настроится на то, чтобы каждый Великий пост, как каждый верующий, надо очищать и исцелять свою душу через церковные таинства. Это минимум, а нормой в христианской жизни считается причащаться в каждый пост, которых четыре в году – Великий (бывает весной), Рождественский (зимой), Успенский и Петров (летом). Пост – это как раз то время, когда мы должны задуматься о здоровье своей души.
Так же желательно причащаться в День своего Ангела.
Есть и другое правило, когда стараются причащаться по Великим церковным праздникам.

Священник Петр Машковцев,
настоятель Феодоровского храма.