Является ли Христос Богом?


Мир вам! Мне посоветовали обратиться к вам через посредство прот. Александра Белыбердина. Я задавал следующий вопрос, будьте любезны разобраться: «Как понять догматы, противоречащие Св. Писанию? Последнее учит нас, что о Дне страшного Суда и всеобщем воскресении людей знает только Бог Отец, причем ни Сын, ни ангелы неба (а тем самым косвенно Святой Дух отнесен к обществу ангелов, ибо Иисус не мог не подразумевать Святого Духа, сообщая такую важнейшую весть) об этом не знают, и на этом акцентировано внимание, следовательно, у Бога Отца автономное бытие, по крайней мере гносеологическое, а поскольку всякое знание должно иметь основание, постольку, следовательно, и онтологическое. А это прямое противоречие с единосущием. Следовательно, приравнивая Святого Духа и Иисуса к Богу Отцу, мы лжесвидетельствуем, а это нарушение заповеди Евангелия. Неужели все лжесвидетельствуют против Бога Отца?»

Желаю радоваться.
Чтобы разобраться в данном вопросе, нужно знать православное учение о Святой Троице. Хотя все христиане и исповедуют Бога как Троицу, однако есть различные методы подхода к этому основополагающему для христианства догмата. Восточная церковь (это в основном православные) и западная (католики, протестанты и другие учения, появившиеся на Западе) по-разному смотрят на Бога-Троицу. Когда эти расхождения появились, точно сказать не могу, но вскрылись они в XIV веке во время спора между святителем Григорием Паламой и монахом Варлаамом. Монах Варлаам, находящийся под влиянием западного богословия, говорил, что Бога знать людям невозможно, Он сокрыт от людей и Его никто не может видеть. Отсюда, о Боге можно рассуждать только отвлеченно, Он представляется только как некая схема, формула. Западное богословие таким образом сводилось к простой философии или даже математике. Этот подход к познанию Бога получил название «схоластики» (sсholа = школа, книжный подход). А отношения между Богом и человеком сводятся к бессердечному слепому исполнению со стороны христианина тех обязанностей, которое на него возложит священство. Это католики. А протестанты (протестующие против католического учения, но все-таки сами вышедшие из этого учения) отвергли вообще любые какие-либо обязанности со стороны христианина. Все последующие учения, которые зарождались на Западе (баптисты, адвентисты, иеговисты и другие) соответственно были последователями западного схоластического подхода к учению о Боге. Кроме того, это западное влияние сказалось даже на некоторых православных учебниках по богословию и в России.
В чем же суть этого западного схоластического учения о Боге-Троице и чем православное отличается от него?
Западное богословие, как я уже сказал, исходит не из живого общения с Богом («Нам не дано знать Бога лично, о Нем мы может узнавать только из Священного Писания», — говорил монах Варлаам, тем самым сформировав принципы западного богословия).
Следствием этого подхода стало следующее исповедание Бога: Бог есть одна сущность в Трех Божественных Личностях – Отец, Сын и Святой Дух. Т. е., в первую очередь Бог – это сущность, одна сущность. И все учебники по богословию, находящиеся под западным влиянием, начинают изучать Бога с Его сущности. Изучаются Его божественные свойства, такие как вездесущие, всезнание и другие, и все они относятся в первую очередь к Его сущности. Отсюда и возникают различные богословские недоумения, подобно вашему. Если у всех Трех Лиц Божества одна сущность с одинаковыми свойствами, то как Иисус Христос мог признаться в незнании чего-то, как Его свойства могут отличаться от свойств Отца?..
В восточном православном богословии таких вопросов не возникает, потому что совсем другое отношение к Богу. Тогда в XIV веке в споре с Варлаамом святитель Григорий Палама говорил о том, что Бог – это не далекое недоступное для человека Существо, о Котором мы можем узнавать только из Библии и домысливать потом своим умом. Бог – это Существо, хотя и Божественное, но в то же время Существо, с Которым человек может находиться в постоянном общении, потому что сотворен Им по Его же образу и подобию. И в Православии человек призывается к этому богообщению в первую очередь, а не к слепому исполнению различных церковных правил. Цель в жизни православного христианина – это теснейшее соединение с Богом, жизнь во Христе, жизнь в Духе Святом. А если главная цель – общение с Богом, то это общение возможно только с Личностью, а не с безликой сущностью.
Православие говорит, что Бога можно видеть, Он открывается тем, кто ищет Его. Бог есть не какое-то отвлеченное понятие, а живое Существо, с Которым можно и нужно вступать в межличностное общение.
Как это все проявляется в отношении к Богу-Троице?
По католическому учению, которое смотрит на Бога отвлеченно, единство Святой Троицы сосредоточено в единстве Ее сущности: Бог-Троица – это одна сущность и три Лица. Все кажется просто и понятно.
По православному же совсем наоборот. Бог – это не какая-то схема, а живое личностное Существо. Поэтому и единство Троицы покоится не в сущности, в Личностях, в единоначалии Бога Отца. Триединый Бог постигается в опыте не как «сущность», а как Личность – Личность Отца или Личность Сына, или Личность Святого Духа. Такое понимание стоит уже за первой фразой православного Символы веры: «Верую во Единого Бога Отца, Вседержителя». Не просто «во Единого Бога», как это звучало бы по западному мышлению, а «во Единого Бога Отца».
Существование Сына и Святого Духа заключается в том, что они получают Свою природу от Отца. Если мыслить по православному, то можно сказать так: Отец – это Бог, и Сын и Святой Дух – это Бог, потому что Они получили от Него, от Отца, ту же самую равную сущность. Единство по сущности – единосущность Отцу, следствие Его единоначалия. По словам Христорса Яннарса, православного греческого богослова, единство Троицы – в Лице Бога Отца. Это означает преимущество Лица по сравнению с сущностью. Если в Священном Писании идет речь о Боге, то всегда о конкретном личном Боге, а не об обезличенной сущности. Если не упоминается конкретная Личность Бога, то значит имеется в виду Бог-Отец, а не, опять же, безличная, хотя и божественная сущность.
Православное богословие поэтому говоря об единосущии всех Трех Лиц Святой Троицы, допускает поэтому различие в Их Личностных свойствах. Именно в этом смысле и надо понимать фразу, сказанную Господом Иисусом Христом: «Отец Мой более Меня» (Ин. 14:28). Это не в том смысле, что у Него другая сущность, отличная в чем-то от Бога-Отца, но Он есть другая Личность. И у Него та же самая божественная сущность, как и у Бога-Отца, но только личностно Он рождается от Отца. Его сущность не меньше, но Он находится в послушании у Своего Отца. Эти взаимоотношения среди Лиц Пресвятой Троицы, в православном богословии называются монархизмом Отца. То есть у Лиц Святой Троицы есть Своя иерархия: Бог-Отец не больше Бога-Сына и Бога-Святого Духа, но главнее Их, потому что дает Им божественную сущность. Поэтому и слова Спасителя о том, что о Дне страшного Суда и всеобщем воскресении людей Он Сам не знает, а только Бог Отец, указывают не на то, что Он меньше по сущности, но что Бог-Отец главнее Его как Личность. А Он Сам находится в сыновнем послушании у Него.
И Дух Святой такой же Бог, как и Отец, но Свое бытие как Личность берет из сущности Его. Поэтому и Он по сущности не меньше, но как Личность находится в послушании у Бога-Отца. А послушание это основано, конечно же, на свободной любви. Бог-Троица поэтому и есть Любовь.
Подводя итог, я отвечаю на ваши сомнения. Те различия у Лиц Святой Троицы, на которые вы указываете, носят не онтологический характер, а межличностный.

С уважением, священник Петр Машковцев.