Можно ли ближним делать замечания?


Мой родной брат грешит в определенных жизненных обстоятельствах, но он об этом не знает, могу ли я ему об этом говорить?
Марина

Вы не только можете, с христианской точки зрения, делать замечания своему брату, но и даже должны. Иначе это будет называться потаканием греху, человекоугодием, что чуждо Божественной любви. Это можно сравнить, как если, допустим, ваш же брат по незнанию захочет съесть ядовитые ягоды, а вы посмотрите и скажете: ну и что, зачем ему говорить, что он может отравиться, если он их ест, значит так и надо, не мое дело вмешиваться в его личную жизнь. Подобная ситуация каждому покажется безумной, нормальный человек, видя ближнего своего в опасности, все сделает для того, чтобы его спасти.
Так вот, грехи – это тот же яд, который отравляет человека, доставляя ему внутреннюю, в первую очередь, духовную боль, которая доставляет страдания человеку не менее, чем и физические.
Но вот, что надо учитывать, когда мы хотим сделать замечание: важно не что мы говорим, а как. Мы можем быть в тысячу раз правы, но если при этом находимся в злобе, в гордости, то толку от нашей правоты никакой не будет. Злоба – это сила, которая все разрушает, губит любую добродетель. Созидает же только любовь. Поэтому и назидать надо только с любовью.
Любовь же, в первую очередь, начинается с молитвы. С молитвы о том, чтобы Господь даровал этой Своей всесозидающей любви и Сам вразумил бы всех нас.
Потом. Прежде, чем делать замечания окружающим, мы должны научиться исправлять свои недостатки. «И что ты смотришь на сучек в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как ты скажешь брату твоему: «дай, я выну сучек из глаза твоего»; а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучек из глаза брата твоего (Мф. 7:3-5). Вот когда мы научимся доставать «из своего глаза брёвна», тогда приобретем некий опыт духовной борьбы. И только тогда, обладая этим духовным опытом, мы и можем делать замечания. Этот опыт будет давать возможность чувствовать душу ближнего, будет сохранять от осуждения его и злобы. Плодом этой духовной борьбы будет зарождение в сердце нашем настоящей любви, единственная которая и может «назидать» (1Кор. 8:1).

Священник Петр Машковцев.